Рейтинг темы:
  • Голосов: 0 - Средняя оценка: 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Пресса и СМИ информируют, анализируют и рекомендуют
Огромные очереди на белорусской границе: таможня в прострации

Накануне введения новых пошлин на автомобили белорусы бросились обновлять свой автопарк, вдоль границы выстроились огромные очереди иномарок с транзитными номерами, которые показали, пишет «Ежедневник», как на самом деле организована белорусская таможня на границе.

Купить машину не проблема

По литовским автомобильным рынкам в Каунасе и в Клайпеде особо не скажешь, что сейчас со стороны белорусов и казахов (у них тоже пошлины поднимаются с 1 июля) возник серьезный ажиотаж на автомобили. На рынке так же, как и раньше, ходят покупатели, которых, кстати, в десятки раз меньше, чем, например, на авторынке в Ждановичах.

Ажиотаж виден только по возросшим ценам и по очередям на литовские Regitra (регистрационные ведомства). Если до ажиотажа оформление покупки автомобиля занимало в среднем полчаса, то теперь с учетом казахско-белорусского спроса придется потратить часа два. Плюс около часа требуется на таможенное оформление. В принципе, терпимо, и, если приехать за автомобилем в будний день, можно ажиотажа совсем не увидеть. Никаких особых мер для этого литовцам принимать не пришлось.

Как пояснил «Ежедневнику» сотрудник Regitra на авторынке в Каунасе, как только возник ажиотаж, литовцы сразу увеличили количество сотрудников, принимающих документы. Вот и все. Совсем по-другому отреагировала на ажиотаж белорусская таможня. Вернее, она его просто не заметила, а если и заметила, то сделала вид, что не видит. Поэтому купить сегодня машину в Каунасе не проблема, а вот привезти ее в Беларусь…

Реконструкцию провели — и что?

Пропускной пункт «Бенякони» — самый тихий пункт пропуска на литовско-белорусской границе. Был таким до недавнего времени. Если на ПП «Каменный Лог» (минское направление) даже до ажиотажа можно было простоять в очереди 5–6 часов, то в «Бенякони» ты проходил на раз-два-три. Именно поэтому мы решили исследовать работу именно тихого пункта, тем более что в декабре 2010 г. была официально завершена его реконструкция. Как официально было заявлено Государственным таможенным комитетом, проведенная реконструкция позволила увеличить пропускную способность более чем вдвое — с 400 автомобилей в сутки до 1000 автомобилей. Речь идет о 200 грузовых автомобилях, 780 легковых и 20 автобусах.

Но в том-то и дело, что легковой автомобиль автомобилю рознь. Есть с транзитными номерами, которым требуется растаможка, а есть обычные туристы. Заявляя о 780 автомобилях, белорусская таможня скорее всего имела в виду именно туристов, пересекающих границу по «зеленому» каналу, потому что, как показала наша экспертная поездка, к полноценной работе «Бенякони» оказался просто не готов. Получилось, что 30 млрд рублей потратили на реконструкцию, а результата нет. Есть новые здания, есть дополнительные полосы, но все это без должной организации не обеспечивает, да и не могло обеспечить нормального пропускного режима.

Идеологическая диверсия или саботаж?

В минувшую субботу и воскресенье (26 и 27 марта) на сайте Государственного пограничного комитета оперативно обновлялась информация об очередях на белорусской границе. Согласно данным ГПК, в этот период на ПП «Каменный Лог» на въезд в Беларусь в среднем было около 350 легковых автомобилей. На «Бенякони» — около 60. Вопрос на засыпку: куда вы поедете пересекать границу, увидев такую информацию? На реконструированный пункт «Бенякони» — ответит любой здравомыслящий человек. И окажется… не прав.

На 18.00 субботы реальная очередь на въезд в Беларусь на ПП «Бенякони» составляла несколько сотен машин. Точное количество сосчитать было невозможно, так как очередь была не только снаружи, но и внутри и даже между литовским и белорусским пунктами.

Впрочем, не нужно быть гениальным счетоводом, чтобы сообразить, что организация работы белорусской таможни на пунктах пропуска, мягко говорят, страдает.

Мы специально замерили, сколько времени нужно, чтобы пройти пограничный и таможенный контроль на автомобиле по красному коридору. На пункте «Бенякони» это заняло 26 (!) часов. Это надо видеть, как нервничают водители, в каком изнеможении они покидают территорию пункта, когда этот кошмар наконец оказывается позади! Если по официальным данным очередь на «Бенякони» составляла всего 60 машин, то до какого состояния нужно довести организацию работы на белорусской таможне, чтобы 60 машин пропускать 26 часов? И если «Бенякони» не может организовать нормальный пропускной режим, зачем вводить людей в заблуждение информацией о маленькой очереди и направлять их на такой неорганизованный пункт? Это уже самый настоящий саботаж, граничащий с идеологической диверсией, потому что в нервной очереди автолюбителей не нашлось ни одного водителя, который бы не помянул «добрым словом» и не только таможню, но и президента и правительство. Все единогласно пришли к выводу, что таможня специально блокирует пропуск, чтобы как можно меньше людей смогли ввезти до 1 июля автомашины.

Безалаберность или безответственность?

Конечно, слабо верится, что таможня специально затягивала оформление машин, но некоторые факты действительно заставляют задуматься.

Например, в воскресное утро 27 марта, с 08.00 до 10.00, на территорию пункта для таможенного оформления по красному коридору не въехала ни одна машина. Это было отчетливо видно всем водителям, чья очередь продвинулась до нейтральной территории. Спрашивается, что два часа делала таможня? В течение дня еще несколько раз мы зафиксировали случаи, когда очередь из купленных автомашин в течение 1,5 часа не двигалась с места. Водители терялись в догадках, как там работает таможня, что такое длительное время машины простаивают. Может, на оформлении без смены работает один сотрудник? Может, территорию пропускного пункта заминировали? Ситуация прояснялась, когда водители попадали на территорию «Бенякони». Первая реакция — шок от безалаберной, неорганизованной работы.

Мы специально засекли с секундомером время. На оформление ввоза одной купленной машины уходит 15–20 минут чистого времени: паспортный, транспортный, таможенный контроль, подача и оформление таможенной декларации, оплата госпошлины. На оформлении легковых автомобилей вроде как работает три сотрудника. Нет, на самом деле один, ему хочется сказать отдельное спасибо, потому что вкалывал он, похоже, за троих. Два других окошка, которые официально вроде как открыты большую часть времени, пусты: то бланки закончились, то сотруднику выйти надо. Иногда они просто уходили без объяснения причин.

Если посчитать, то каждое окошко должно оформлять за час не менее 3–4 машин. Умножаем на три окошка и получаем, что без всяких чудес организации работы таможня должна оформлять в час 9–12 машин. Реально в среднем в час на таможенное оформление въезжало 2–3 машины. Хотя, напомним, были и такие моменты, когда по 1,5–2 часа не въезжало на оформление ни одного автомобиля.

Не помню кто, но какой-то известный бизнесмен сказал, что эффективность бизнеса в первую очередь зависит от четкой организации. Это в полной мере можно применить и к таможне. Непонятно только, если не хватает способностей организовать нормальный пропускной режим с тремя сотрудниками на оформлении, почему нельзя посадить 5 или 6 человек, тем более что реконструированный пункт это вполне позволяет. Ведь люди хотят заплатить государству тысячу или даже две тысячи евро, а их заставляют ждать для этого по 26 часов. На худой конец можно сделать так, чтобы люди платили пошлину по месту жительства, а не при пересечении границы. Это ускорило бы процесс пропуска машин в десятки раз. Но, похоже, на белорусской таможне это никому не нужно.

О самом страшном

Но больше всего меня ужаснула даже не безалаберность таможни, а то, какие она имела последствия. Как правило, покупая автомобили, белорусы едут в Литву компанией, а назад уже возвращаются каждый на своей машине. По нашим подсчетам, более 80% едут домой за рулем одни. Все 26 часов, которые тратятся на простой в очереди, водители не спят: заснешь — очередь двинется, и тебя просто объедут (так постоянно и происходило). Поэтому нужно всегда быть начеку, иначе можно простоять в очереди до второго пришествия.

Это настоящая пытка, пробыв сутки на ногах и купив машину, еще 26 часов бороться со сном, чтобы попасть наконец на заветную территорию. Мы провели быстрый опрос среди водителей, покидавших в воскресенье «Бенякони»: около 60% из них не спали уже вторую ночь. Они выезжали в Каунас или в Клайпеду в ночь на субботу: всю ночь ехали, потом весь день покупали машину, а следующую ночь стояли в очереди.

Таможня и пограничники это знали и, тем не менее, не предприняли никаких действий, чтобы как-то решить ситуацию. Ладно, наплевать на тех автовладельцев, которые потянулись в Литву за машиной, тех перекупщиков, которые хотят заработать на возникшем ажиотаже.

Но ведь о других людях на белорусских дорогах можно было подумать? Или проще выпустить на них армию не спавших по две ночи камикадзе на автомобилях?

смотреть видео

Скачать видео

«Ежедневник» 30.03.2011

А в это время

Дилеры заморозили продажи автомобилей

Белорусские автодилеры приостановили продажи новых автомобилей. На такой шаг они были вынуждены пойти из-за неопределенности на валютном рынке. Возобновление продаж ожидается в первых числах апреля, когда для дилеров, возможно, прояснится ситуация с приобретением валюты.

По словам председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, в последние две недели мало кому из дилеров удалось приобрести какую-либо валюту для оплаты поставляемых автомобилей. Боком для автодилеров вылезли валютные ограничения, введенные Нацбанком.

«В такой ситуации автодилеры были вынуждены принять решения о приостановке продаж автомобилей», — поясняет С. Михневич.

Какой-то просвет для автодилеров может наступить уже на следующей неделе. С 1 апреля вновь вводится упрощенный режим покупки валюты для банков на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи.

Постановлением от 22 марта главный банк страны отменил ранее введенное 30-дневное резервирование средств в белорусских рублях на покупку иностранной валюты. То есть с 1 апреля резервирование банками средств на покупку валюты будет осуществляться в прежнем режиме — за один рабочий день до проведения торгов.

Автодилеры рассчитывают, что это даст возможность приобретать валюту в объеме, необходимом для ведения бизнеса.

«1 апреля дилеры начнут размещать заявки на покупку валюты и смотреть, каким образом и по какому курсу ее будут продавать банки. Если все нормализуется, то, соответственно, дилеры нормализуют свои продажи. Если вновь возникнут сложности с покупкой валюты, то продажи не будут возобновлены до тех пор, пока проблема с приобретением валюты не будет решена», — констатирует председатель БАА.

Характеризуя ситуацию с продажами автомобилей на фоне проблем на валютном рынке, С. Михневич отмечает, что политика Нацбанка по стабилизации не приводит к ожидаемому эффекту. Ситуация, наоборот, ухудшается.

«Ограничения по валюте для импортеров, а также паника на внутреннем рынке привела к тому, что импортеры не в состоянии обеспечить спрос не только на автомобили, но и всей востребованной на рынке импортируемой продукции. В результате граждане вывозят валюту, чтобы купить нужные им товары импортного производства в соседних странах. Важная деталь. Импортеры на ввоз этой продукции потратили бы в 1,5 раза меньше валюты, так как покупают продукцию по оптовым заводским ценам. Соответственно, граждане вывозят валюты в 1,5 раза больше, потому что покупают товары по розничным ценам».

К дефициту валюты на внутреннем рынке, по мнению С. Михневича, привела в том числе недальновидная политика по пошлинам на импортные автомобили.

«В прошлом году из-за разницы в пошлинах для физических и юридических лиц граждане ввезли около 200 тыс. автомобилей. При средней цене автомобиля не менее 7,5 тыс. долл. США общий объем вывезенной за рубеж валюты составил не менее 1,5 млрд долл. США. В сложившейся ситуации в связи с ожидаемым повышением пошлин для физлиц с 1 июля текущего года за пределы страны будет вывезено не менее половины этой суммы, а то и больше».

Этот прогноз вполне оправдан. По данным Белстат, только за январь в страну было ввезено более 15 тысяч автомобилей, что в 2,18 раза больше, чем в январе 2010 г. При такой динамике ввоза отток валюты за рубеж может преодолеть прошлогоднюю планку в 1,5 млрд долл. США.

Между тем огромный спрос по стороны населения на автомобили из-за ожидаемого повышения пошлин привел не только к оттоку валюты за рубеж, но и росту цен на внутреннем рынке.

«На авторынке в Ждановичах БМВ 5-й серии 2001 г. стоит около 13 тыс. долл. США. Полгода назад этот автомобиль стоил около 7 тыс. долл. США. В среднем цены на автомобили выросли на 1–2 тыс. долл. США», — описывает ситуацию эксперт автомобильного рынка Дмитрий Новицкий.

Цены выросли также из-за внешнего спроса. По словам эксперта, активность по приобретению автомобилей на территории Беларуси проявляют, в частности, граждане России.

В автосалонах цены на автомобили также пошли вверх примерно на 5% из-за неопределенности на валютном рынке, в том числе с курсом рубля в краткосрочной перспективе.

Как подчеркивает С. Михневич, автодилеры будут формировать свою курсовую политику исходя из курса покупки валюты на внебиржевом рынке. Он не исключает, что цены в зависимости от стоимости валюты могут вырасти и на 20%.

Ситуация на валютном рынке негативно сказалась и на развитии автосервиса, который в прошлом году из-за падения продаж помог многим автодилерам удержаться на плаву.

Как поясняет С. Михневич, из-за валютных ограничений автодилеры не могут купить валюту на приобретение фильтров, топливных насосов, приборов управления, амортизаторов и ряда других важных позиций, которые нужны даже при прохождении обычного технического обслуживания.

«Если ситуация не изменится, то в ближайшие месяцы дилеры будут вынуждены отказывать клиентам в обслуживании в связи с отсутствием возможности купить валюту для приобретения запчастей. Это приведет к еще большему оттоку валюты за рубеж, куда граждане будут вынуждены ехать для приобретения запчастей или для обслуживания на заграничных СТО. Кроме того, такая ситуация спровоцирует рост нелегального автосервиса внутри страны», — считает председатель БАА.

Поразительно, но на фоне полной нестабильности дилеры прогнозируют небольшой рост рынка новых автомобилей по итогам первого квартала.

«Белорусские новости»
30.03.2011
Прежде, чем задать здесь свой вопрос, задайте его Гуглу!  Wink  Чтобы получить правильный ответ, сформулируйте правильный вопрос.
А когда хотят поблагодарить, говорят СПАСИБО...
___________________________
Общение без границ - в таможенном чате! (для зарегистрированных на сайте)
Ответить


Сообщения в этой теме
RE: Пресса и СМИ информируют, анализируют и рекомендуют - Автор: tamagentbiz - 30-03-2011, 20:00 :04

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 2 Гость(ей)