Рейтинг темы:
  • Голосов: 0 - Средняя оценка: 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Пресса и СМИ информируют, анализируют и рекомендуют
01-10-2010, 20:34 :21,
RE: Пресса и СМИ информируют, анализируют и рекомендуют
«Золотое» молоко

Ослабление нетарифных барьеров в рамках Таможенного союза создает благоприятные условия для продвижения на российский рынок белорусских продовольственных товаров. В последние месяцы поставки увеличились, что во многом связано с благоприятной ценовой конъюнктурой и дефицитом отдельных продуктов в РФ из-за засухи. Однако рынок, как известно, подвержен колебаниям, и нынешний рост в будущем легко может смениться снижением. Готовы ли наши сельхозпроизводители и переработчики к такому сценарию?

Проблема в том, что молочная отрасль, несмотря на рост закупочных и отпускных цен в последние несколько лет, так и не смогла накачать финансовые мускулы, оставаясь крайне зависимой от конъюнктуры рынка. Причина — в высокой себестоимости как производства, так и переработки молока. Оценить сложившуюся ситуацию мы попросили Виктора ХИНЕВИЧА, доктора сельскохозяйственных наук, члена Совета по предпринимательству при Президенте, учредителя ЧУП «Файв Старc плюс» (Борисов).

— В строительство новых «образцово-показательных» ферм вкладываются большие деньги, что делает каждое скотоместо там, а значит, и молоко — «золотым». За деньги, израсходованные на постройку одной фермы с кондиционерами и автоматическими поилками, можно было бы существенно поднять продуктивность 5 близлежащих хозяйств, улучшив там кормовую базу. Надо строить фермы не из золота — иначе мы увеличиваем себестоимость продукта на самом начальном этапе.

Очередной скачок себестоимости происходит на стадии переработки. Большинство молокоперерабатывающих предприятий «перенасыщены» основными фондами. Многие заводы проектировались и строились еще в 60-е годы, с огромными площадями, которые сейчас используются нерационально. Их амортизация тяжелым бременем ложится на себестоимость молочной продукции. Эти площади надо высвободить, перепрофилировать, возможно, сдать в аренду под торговые точки, а за вырученные средства провести модернизацию действующего производства.

Могу поделиться своим опытом: в собственности ЧУП «Файв Старс плюс» находится молочный завод в Борисове. Мы выкупили его 15 лет назад. В настоящий момент значительная часть помещений высвобождена и сдана в аренду без снижения объемов производства. На месте одного из старых цехов построен торговый центр «Клад Наполеона» — третий по величине в Минской области. Когда закончим второй этап модернизации, 60% наших основных фондов уйдут на откуп арендаторам. И этот путь я рекомендовал бы большинству молокозаводов. Современные молочные производства должны проектироваться с минимальными затратами на создание объектов недвижимости. Это позволит снизить затратную часть, а как следствие — и цены на продукцию. В таком случае упростится выход на российский рынок. Пока на нем многие из высокорентабельных видов отечественной молочной продукции остаются неконкурентоспособными. Например, из продукции нашего завода сейчас по цене на российский рынок «проходит» только недорогое мороженое эконом-класса без наполнителя.

— Позвольте, но в последние месяцы наше молоко буквально потекло в Россию широкой рекой…
— Хочу вас разочаровать — на экспорт к восточному соседу идут в первую очередь наименее рентабельные виды продукции, а также те, что используются в качестве сырья. Масло и цельное молоко в Беларуси всегда были убыточными, потери от их производства перекрывались за счет выпуска более рентабельных товаров — например, сыров, сухого молока, творожных сырков, мороженого. Рентабельность сырков, к примеру, может доходить до 18%, мороженого — до 60%. Однако с этими продуктами и пробиться на российский рынок сложнее: самые прибыльные его сегменты давно разделены и контролируются местными производителями. А молоко и масло — пожалуйста, поставляйте. Хотя, признаться, даже эти низкорентабельные продукты отечественному производителю выгоднее продавать в России из-за фиксированных цен на внутреннем рынке. Сейчас предприятия торопятся «сорвать куш» на выгодной конъюнктуре, понимая, что завтра рынок может закрыться. С приходом осени надои — а значит, и переработка молока, скорее всего, снизятся. Нынешними объемами отгружать на экспорт не получится.

— Легко ли работать частному предприятию? В равных ли условиях вы конкурируете с государственными молокозаводами?
— Конкуренцию нельзя сейчас назвать абсолютно честной. Модернизация государственных молокозаводов проходит за счет инновационных фондов, практически каждое госпредприятие получило оттуда деньги. Частникам воспользоваться этими средствами почти невозможно, хотя отчисления в инновационные фонды одинаковы для предприятий любой формы собственности.

Государственным заводам преференции обеспечиваются и другими способами, вплоть до того, что местные власти могут «ненавязчиво» поинтересоваться у директора магазина — почему у вас выкладывается на прилавок слишком много продукции частных предприятий? Еще один способ косвенного давления — невыдача ветеринарных справок тем хозяйствам, которые поставляют молоко частникам.

Хотелось бы также отметить проблему посредничества, которая возникла в последние два года. В Беларуси появились крупные оптовики, скупающие продукцию у молочных предприятий, чтобы затем перепродать ее в крупных городах. Молокозаводы платят посреднику комиссию — 15—30% от выручки, зато не имеют проблем с реализацией своих продуктов. За счет этой комиссии посредники потом делают скидку розничной торговле и таким образом закрывают молокозаводам возможность самостоятельно выходить, к примеру, на рынок Минска. Даже построив свой собственный торговый центр в Борисове, запустив туда крупную розничную сеть «Родная сторона», я там не могу продавать свои сырки и мороженое: посредник привозит сразу всю выкладку, продукцию 10 молокозаводов, да еще и предлагает ее магазинам дешевле, чем сам производитель. На таком фоне продажи у молокозаводов, возможно, и увеличиваются, а вот прибыль остается на прежнем уровне.

— Популярной темой последних лет стал приход иностранных инвесторов. Насколько это актуально для молочной отрасли?
— Пока в Беларуси иностранные молокоперерабатывающие компании практически не представлены, хотя они рвутся на этот рынок. Но я считаю, что их нецелесообразно пускать к нам, т.к. мы окажемся изначально в неравных конкурентных условиях.

Национального инвестора 15 лет сдерживали административным ограничением цен на молоко — как закупочных, так и отпускных. В итоге прибыль была невысока, и накопить достаточно средств, чтобы конкурировать с зарубежными инвесторами, не удалось. С кризисом ценовое регулирование смягчилось, но на законодательном уровне его никто не отменял, Минэкономики и облисполкомы в любой момент могут вернуться к прежним жестким методам ценового контроля. Иностранные инвесторы, работая в условиях свободного ценообразования, накопили капитал, они имеют серьезную производственную и торговую базу. Это то же самое, что выпустить на ринг боксера-тяжеловеса против соперника из легкой весовой категории — не конкуренция, а убийство.

К тому же от прихода иностранного инвестора, скорее всего, проиграет потребитель. Сейчас белорусские производители имеют свое лицо. Их имидж — качество и натуральность продуктов. А новые технологии, которые неизбежно принесут сюда зарубежные инвесторы, предусматривают широкое использование в молочных продуктах разного рода наполнителей. Это будет вкусно, такую продукцию будут покупать — но это уже не белорусское качество.

— Создается впечатление, что переработчики оказались в замкнутом кругу. Устаревшие основные средства висят камнем на ногах, снижая рентабельность продукции. Чтобы ее повысить, необходима модернизация, а денег не хватает. Как быть?
— Диверсифицировать свою деятельность — об этом я уже говорил. «Быструю» прибыль, которую можно направить на модернизацию производства, способна принести сфера услуг. Например, вложенные в наш торговый центр 6 млн. USD мы планируем окупить уже через пять с половиной лет. Торговые площади нам нужны для того, чтобы заработать деньги и вложить их в производство. Занимаемся еще и туристическими услугами, и международными автоперевозками. Без этого никак: при нынешней налоговой нагрузке производство продукции необходимо «компенсировать» за счет услуг, которые обеспечат необходимую прибыль для модернизации основных средств.

«Экономическая газета» 01.10.2010
Прежде, чем задать здесь свой вопрос, задайте его Гуглу!  Wink  Чтобы получить правильный ответ, сформулируйте правильный вопрос.
А когда хотят поблагодарить, говорят СПАСИБО...
___________________________
Общение без границ - в таможенном чате! (для зарегистрированных на сайте)
Ответить
 Спасибо сказали:


Сообщения в этой теме
RE: Пресса и СМИ информируют, анализируют и рекомендуют - Автор: tamagentbiz - 01-10-2010, 20:34 :21

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 3 Гость(ей)