Рейтинг темы:
  • Голосов: 0 - Средняя оценка: 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Пресса и СМИ информируют, анализируют и рекомендуют
22-03-2010, 17:23 :57,
RE: Пресса и СМИ информируют, анализируют и рекомендуют
«Придется на «Лада-Приора» собирать…»

1 июля — этой даты, с которой должны начать действовать новые таможенные пошлины на автомобили и комплектующие — с трепетом ждут многие белорусы. И те, кто долго собирал на первого «железного коня», и те, кто мечтал обновить личное авто. Новые пошлины для юрлиц, действующие с 1 января этого года, уже внесли существенные изменения в ситуацию на рынке. Какие плюсы и минусы принесет повышение пошлин, что будет с белорусским авторынком и на чем будем ездить в ближайшем будущем?

Эти и другие автопроблемы, возникшие после создания Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана эксперты обсуждали в ходе прошедшего в Минске заседания Либерального клуба — неполитической некоммерческой организации, занимающейся исследовательскими и образовательными проектами.

Повышение таможенных пошлин на автомобили и комплектующие в рамках создания Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана можно, пожалуй, считать одним из наиболее непопулярных решений белорусских властей. Потому что решение это изменит уровень благосостояния многих жителей нашей страны. И не в лучшую сторону — легковой автомобиль станет дороже, а значит и недоступнее. И если сейчас по количеству автомобилей на душу населения мы первые в СНГ (261 машина на тысячу жителей), то вскоре ситуация может существенно измениться.

Пожалуй, ни один из приглашенных на мероприятие экспертов не спорил с тезисом о том, что увеличение пошлин повлияет на авторынок Беларуси. Да и не только на него. Как отметил экономист Дмитрий Бабицкий, снизится уровень мобильности населения, юрлиц. Вырастет средняя цена одной поездки, что приведет к росту цен в разных секторах экономики.

Что происходит на рынке сегодня? Все дилеры, присутствующие на заседании «круглого стола» отметили, что повышение пошлин уже отразилось на работе центров по продаже автомобилей в нашей стране. По словам Ильи Прохорова, представителя компании «Атлант-М Холпи» — дилера «Мазда», в текущем месяце продано всего 20 машин. Судя по всему, в этом году будет продано около 200 автомобилей. Для сравнения — в прошлом, кризисном — 840 штук.

Примерно такая же картина и у других дилеров. И это притом, что все компании снижали цены, проводили распродажи.

Дилеры отмечают, что им крайне трудно работать при существующей разнице в условиях для физических и юридических лиц. Напомним, что пошлина для первых возрастет лишь с 1 июля, в то время как для вторых уже возросла с начала года. В итоге жители нашей страны, кто хотел купить новый автомобиль, совершают покупки в той же Прибалтике, ввозя авто в страну по низким пока пошлинам. Конкурировать в таких условиях дилерам очень трудно.

Приводились такие цифры — около 70, а то и 100 машин в день «заходят» в Беларусь только через таможенный переход «Каменный лог». Это «частники» готовятся к новым пошлинам. В Островце, в Ошмянах в каждом дворе стоят по несколько машин — наши граждане инвестируют в покупку новых и б/у авто, надеясь после 1 июня выгодно сбыть их россиянам.

Кстати, эксперты высказывают опасения в том, что эти инвестиции окупятся. Они предполагают, что Россия примет меры для того, чтобы эти автомобили не попали на ее территорию. Что же, это было бы логично. Хотя гарантировать такое развитие ситуации не берется никто. Как, впрочем, и обратное.

Что будет с дилерами дальше? В прогнозах они осторожны. Так Сергей Данилович, представитель Автомобильного Дома Энергия ГмбХ — дилера «Мерседес-Бенц» отметил, что, конечно же, сократятся доходы от продаж авто. Не будет инвестиций в сервис, что приведет к снижению его уровня. По словам Сергея Даниловича, мы вернемся в начало 90-х годов прошлого века, когда нормой был не сервисный центр, а «дядя Вася с ключом». Кроме того, эксперт прогнозирует рост «серого рынка»: поскольку есть спрос, то и количество желающих его удовлетворить нечистых на руку дельцов будет расти. Естественно, это увеличит риск для покупателей: ни о каких гарантиях, сервисе и прочем при такой покупке речи уже не идет.

По мнению Сергея Даниловича, даже после того, как ставки для физ- и юрлиц будут выровнены, ситуация для дилеров существенно не изменится. Отложенный спрос был реализован в конце 2009 г. и будет реализован до 1 июля 2010 г. То есть все, кто имел возможность обновить свой автопарк, уже сделали это либо планируют успеть до лета.

Как отмечали многие эксперты, на падение продаж повлияла и отмена кредитования в валюте. Брать кредиты под 25–26% годовых в белорусских рублях многие потенциальные покупатели автомобилей не хотят — слишком большие проценты. Как пояснил председатель Наблюдательного Совета ОАО «Белорусский индустриальный банк» Владислав Коцаренко, ситуация могла бы улучшиться, если бы кредиты выдавались хотя бы 50:50 — половина в валюте, половина в рублях. Однако принятие такого решения — прерогатива Нацбанка.

В общем, дилерам сегодня не позавидуешь. По самым неутешительным прогнозам, к концу 2010 г. многим операторам придется покинуть автомобильный рынок Беларуси.

Конечно, свято место пусто не бывает. Ожидается, что на их место придут российские компании. И будут продавать автомобили известных брэндов, собранные на российских заводах. Однако и тут далеко не все так радужно. Во-первых, под пошлины не подпадают лишь те заводы, которые имеют не менее 50% локализации. То есть половина комплектующих должна выпускаться в стране-члене Таможенного союза. А вот таких моделей даже в России — единицы. Во-вторых, российские производители не справляются даже с потребностями собственного рынка.

А потому, как отмечали многие присутствующие, перспективы наши весьма сомнительны. Вместо европейского б/у хлама большинство белорусов будут через 3-5 лет ввозить в страну… российский б/у хлам. Качество и надежность которого оставляет желать лучшего даже в сравнении с «заезженными» «европейцами» и «японцами». В качестве примера досталось «Лада-Приора», которая, формально относясь к классу «люкс», имеет всего две подушки безопасности. В тему вспомнилась услышанная как-то шутка: две трети российских автомобилей не проходят крэш-тесты потому, что просто не могут доехать до стены…

Ну, безусловно, остается еще вариант под кодовым названием «ходи пешком». Однако делать это нашему разбалованному автомобилизацией обществу будет уже непросто.

В общем, как метко отметил кто-то из присутствующих, «белорусский автомобильный бизнес был «забыт» ради нефти». Хотя и с нефтью в итоге неразберихи меньше не стало.

Звучали и оптимистичные прогнозы — дескать, новые пошлины приняли для того, чтобы облегчить жизнь нашим «гигантам» — «МАЗу», тракторному заводу. Дескать, это поможет им увеличить продажи выпускаемой техники, сохранить рабочие места.

Впрочем, независимые экономисты считают все это «разговорами в пользу бедных». Дело в том, что наши «МАЗы», как техника, произведенная в стране, входящей в СНГ, и так не облагались таможенными пошлинами. А вот спрос на них в той же России неуклонно падает. К тому же Россия активно использует методы нетарифного регулирования для того, чтобы ограничить продажи белорусской техники в своих регионах. И, видимо, будет продолжать действовать в том же духе.

При этом, как отметил экономист Леонид Злотников, в самой России машиностроение — деградирующая отрасль. И постсоветским странам выгоднее интегрироваться с Западом, поскольку новые технологии сегодня именно там. А без модернизации нарастить объемы экспорта, в том числе и автотехники, невозможно.

По мнению многих экспертов и надежды на то, что в Беларуси откроют свои «сборки» известные автомобильные производители, тоже сомнительны. Некоторые уже пробовали, и результаты известны. Еще одна помеха — та самая 50% локализация, а сам по себе сравнительно небольшой белорусский рынок мало кому интересен.

Так что, похоже, с таможенными пошлинами на авто Беларусь больше проиграла, чем выиграла. Впрочем, по мнению экономиста Сергея Чалого, сам по себе Таможенный союз для нашей страны не выгоден. Если вообще то, что сегодня имеет место быть между тремя странами можно назвать «таможенным союзом».

— Это образование не соответствует элементарному определению таможенного союза. Внутри такого союза не могут существовать торговые ограничения. Таможенный союз подразумевает общую политику как по импорту, так и по экспорту. А существующий регулирует только импорт — отмечает Сергей Чалый. — А это всего лишь соглашение о распространении протекционистской политики России на более широкую территорию. Это российская идея. И таможенные пошлины на автомобили — самый яркий пример тому, что нас подписывают на совершенно не нужный нам проект. В итоге это приведет лишь к уменьшению конкуренции и к технологическому отставанию.

— Нам нужна зона свободной торговли, а не Таможенный союз — пояснил Сергей Чалый. — Но пока эти понятия почему-то постоянно путают.

Да, союз штука сложная. С пошлинами на авто вроде все понятнее. За исключением разве что того, что с этим делать дальше. В стране созданы и создаются общественные инициативы для того, чтобы сохранить существующие пошлины на растаможку автомобилей. С идеей провести референдум на эту тему выступала партия БНФ, действует гражданская инициатива «За авто».

Ее представитель Сергей Кулинич отметил, что наши граждане не готовы ни морально, ни финансово покупать автомобили по новым ценам.

— Многие откликаются на клич, который мы бросили. Давайте пытаться вместе изменить ситуацию. Давайте попытаемся сказать правительству, тем людям, которые принимают это решение, что мы не согласны — отметил Сергей Кулинич. — Думаю, что количество автолюбителей, поставивших свою подпись под нашими подписными листами, будет расти.

Ну а как быть дальше? Звучали разные предложения — и собирать подписи, и активизировать диалог автодилеров с властями. В общем, будить общество. Если, конечно, оно соизволит проснуться.

Кстати, никто из приглашенных представителей органов госуправления на «круглом столе» так и не появился. Ссылались на занятость, срочные командировки и неотложные дела.

В конце мероприятия подошел к знакомому коллеге-журналисту, дописывающему что-то в свой блокнот.

— Ну что, успел машину поменять? — спрашиваю.

— Нет — грустно ответил он. — И не успею. Денег нет.

Подумав, добавил: «Придется на «Приору» собирать». А дальше — короткий комментарий к этой идее, который из-за цензурных соображений придется назвать непереводимой игрой слов.

Ну что тут добавить? Разве что уточнить, что до 1 июля остается чуть больше трех месяцев. Общество, просыпаться будем?

Сергей Аверьянов
22.03.2010


Что будет с ценами на иномарки в Беларуси?

Цены на иномарки в Беларуси могут упасть-подняться. Шансы, что такой спад произойдет после 1 июля, как сказал «Ежедневнику» директор «Атлант-М Холпи» Александр Сколубович, «пятьдесят на пятьдесят».

Подобный прогноз, по словам А. Сколубовича, обусловлен возможностью введения Россией очередной меры нетарифного регулирования, в результате которого ввезенные в последнее время в Беларусь иномарки попросту не смогут попасть на российский рынок.

«Я бы на месте россиян так и сделал», — отметил директор «Атлант-М Холпи».

Как отмечали автодилеры в ходе проведенного в Минске Либеральным клубом «круглого стола» на тему «Автомобильный рынок Беларуси в рамках Таможенного союза», оживление на белорусском рынке новых автомобилей в лучшем случае начнется через год. Это обусловлено тем, что весь отложенный спрос на личные транспортные средства был реализован в конце прошлого года и реализуется сейчас. По оценкам экспертов, только в первом полугодье 2010 г. в Беларусь будет ввезено около 18 тыс. машин возрастом от 0 до 3 лет. Порядка 80% этих автомобилей предназначены для последующей перепродажи в Россию. Кроме того, на российский рынок могут ориентироваться владельцы автомобилей другого возраста и приобретенных в другое время. РФ в таком вбросе совершенно не заинтересована, а потому, на взгляд дилеров, попытается оградить свой рынок от белорусского транспорта.

Впрочем, как отметил А. Сколубович, предугадать развитие ситуации сейчас весьма сложно. Ясно одно — благодаря кризису и Таможенному союзу белорусские автодилеры отмечают резкое снижение продаж. Если, к примеру, в декабре 2008 г. «Атлант-М Холпи» продала 240 автомобилей «Мазда», то в марте 2009 г. — 80. Предполагается, что в марте 2010 г. будет продано 20 таких машин. Всего в 2010 г. «Атлант-М Холпи» планирует продать около 200 автомобилей «Мазда».

Сейчас автодилеры намерены выживать за счет сервисного обслуживания автомобилей. При этом они не исключают, что после 1 июля начнется развитие серого рынка машин и на место белорусских продавцов придут российские. «Скидки от завода российским официальным дилерам за счет объемов продаж настолько превышают скидки белорусским дилерам, что мы просто не сможем с ними конкурировать. Институт белорусского импортерства автомобилей просто исчезнет», — полагает А. Сколубович.

Вместе с тем, по мнению экспертов, шансы на то, что в Беларусь хлынут иномарки, собираемые на новых заводах в России, также весьма призрачны. Во-первых, доля их российской локализации зачастую не дотягивает до 50%, а значит, они будут растамаживаться в Беларуси по общим правилам Таможенного союза. Во-вторых, эти машины пока не покрывают даже потребности российского рынка. Что же тогда будет предлагаться белорусам? Наиболее реалистичный вариант: вместо европейского «автохлама» в Беларусь поедет российский «автохлам».

Впрочем, вопросов относительно развития ситуации на белорусском авторынке пока значительно больше, чем ответов. Беларусь очень быстро «сдала» автомобильную нишу в угоду Таможенному союзу. При этом традиционные разговоры о защите государством интересов потребителей почему-то смолкли, как только речь зашла о потребителях автомобилей.

Впрочем, будь такой шаг обоснованным и целесообразным, автолюбители могли бы противопоставить своему прагматизму патриотизм. Но пока что перевешивает прагматизм. Причем даже не свой, а российский.

Как отметил Александр Сколубович, «те решения, которые приняты, критиковать не хотелось бы. Но вопрос: что на чаше весов с другой стороны? Пока мы только проигрываем».

Информация по делу:

Очень похоже, что Таможенный союз поставит крест на прежних ценах на подержанные авто для белорусов навсегда. Во всяком случае, российское Минэкономразвития подготовило документ, согласно которому запретительные пошлины на б/у автотранспорт Россия готова сохранить на долгие годы. А вот на новые машины эти пошлины могут все же уменьшиться. По российским меркам.

Как сообщил Slon.ru, очередное решение о том, сохранять ли преграду для импорта автомобилей дальше, в России должно быть принято до 1 июня. За 7 месяцев до этого президент Медведев велел ведомствам рассмотреть необходимость сохранения антикризисных защитных мер.

Наконец, в начале недели министерство подготовило ответ: заградительные пошлины на б/у автомобили целесообразно продлить на долгие годы (если не навсегда), а на новые нужно снизить. Но ответ этот, прежде чем он будет доложен президенту и станет обязательным к исполнению решением, еще предстоит обсудить другим ведомствам и утвердить (или отвергнуть) премьеру.

Заслон в виде пошлин для подержанных легковушек дал прекрасный результат, объясняет в своем докладе замминистра экономразвития Андрей Слепнев. За время действия повышенных ставок ввоз иномарок со сроком эксплуатации до 5 лет в Россию рухнул в 30 раз (сейчас их доля на рынке — всего 2,4%), а ведь именно эти машины были основными конкурентами российских автомобилей.

Импорт же новых легковушек, по данным Минэкономразвития, сократился в 3,2 раза. Теперь пошлины на новые легковые авто можно возвращать на докризисный уровень, предлагает Минэкономразвития. Для этого есть целый набор причин.

Во-первых, новые иномарки российским машинам не конкуренты — слишком велика разница в цене. По данным, которые приводятся в докладе министерства, средняя стоимость новой российской машины в 2009 г. составила 7398 долл. США, иномарки, собранной в России, — 13 788 долл. США, новой импортной машины — 21 113 долл. США. Во-вторых, злоупотребление таможенно-тарифными мерами может привести к техническому застою внутри страны и снижению стимулов для модернизации.

И в-третьих, сохранение заградительных мер противоречит декларации стран G20, подписанной Россией, — в ней говорится об отказе от антикризисного протекционизма ради спасения свободной торговли и избежания новой Великой депрессии. Наконец, есть еще и просьбы со стороны Беларуси и Казахстана вернуть пошлины на новые иномарки для Союза на уровень 25%.

Примечательно, что в документе о просьбах Беларуси и Казахстана упомянуто в самую последнюю очередь.

Андрей Даутин, «Ежедневник»
22.03.2010
Прежде, чем задать здесь свой вопрос, задайте его Гуглу!  Wink  Чтобы получить правильный ответ, сформулируйте правильный вопрос.
А когда хотят поблагодарить, говорят СПАСИБО...
___________________________
Общение без границ - в таможенном чате! (для зарегистрированных на сайте)
Ответить
 Спасибо сказали:


Сообщения в этой теме
RE: Пресса и СМИ информируют, анализируют и рекомендуют - Автор: tamagentbiz - 22-03-2010, 17:23 :57

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 2 Гость(ей)