Рейтинг темы:
  • Голосов: 0 - Средняя оценка: 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Пресса и СМИ информируют, анализируют и рекомендуют
24-05-2012, 15:39 :53,
RE: Пресса и СМИ информируют, анализируют и рекомендуют
Таможня в ожидании перемен

О пропуске по таможенным "зеленом" и "красном" коридорах, декларации в виде электронного документа, других особенностях и нюансах существования Таможенного союза "тройки" корреспондент "Звязды" беседует с заместителем председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Сергеем Борисюк.

- Сергей Валерьевич, с 1 января 2012 года мы живем в Едином экономическом пространстве. Как эти обстоятельства повлияли на деятельность Таможенного комитета Беларуси?


- Как известно, формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) является одним из важных этапов интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического сообщества. Его первым этапом стало вступление в этом году в силу 17 межгосударственных соглашений, касающихся проведения согласованной макроэкономической политики, установления единых принципов и правил деятельности естественных монополий, установления единых принципов и правил конкуренции, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, предоставления промышленных субсидий в сфере технического регулирования.
ЕЭП - это более тесная форма экономической интеграции. Ее цель - проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики. Стоит задача обеспечить свободное движение не только товаров, но и капиталов, услуг, рабочей силы. Поэтому наш Комитет, как и другие органы государственного управления, видит своей целью дальнейшее укрепление взаимовыгодного и равноправного сотрудничества государств-членов Таможенного союза.

- Каким образом белорусские таможенники могут поспособствовать скорейшему перемещению товаров отечественных производителей за границу и тем самым сделать их более конкурентоспособными?

- В первую очередь путем внедрения в практику современных принципов деятельности, использования передовых информационных технологий, развития соответствующей инфраструктуры, повышения профессионального уровня сотрудников. Это приоритетные направления развития таможни Беларуси. Их реализация идет, в том числе, и через налаживание партнерских отношений с бизнесом. Ведь у нас общая цель - наладить такой контроль, чтобы прохождение товаров через границу Таможенного союза сопровождалось минимальными потерями времени. Мы уделяем большое внимание и вопросам унификации таможенных правил и процедур, принятых Всемирной таможенной организацией.

Проведена работа по присоединению к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года. Присоединение к Конвенции станет дополнительным импульсом для стимулирования взаимных товарных потоков, положительно скажется на развитии внешнеторговых связей Беларуси со странами Европейского союза, другими государствами, что в целом позволит повысить конкурентоспособность отечественных товаров.

- На каком этапе подготовки находится проект Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь"?

- Этот проект разрабатывается с целью комплексного приведения законодательства нашей страны в соответствие с таможенным законодательством государств - членов Таможенного союза. Свою часть работы над документом мы в Комитете уже завершили, сейчас над проектом работают специалисты более 40 министерств и ведомств страны. Сейчас они анализируют многочисленные замечания и предложения по совершенствованию проекта Закона. Его внесение на рассмотрение депутатов парламента планируется на нынешний сентябрь. Хочу отметить, что каждый желающий мог ознакомиться с текстом проекта - для этого достаточно было зайти на официальный сайт Государственного таможенного комитета. Вообще мы приветствуем обстоятельное и заинтересованное обсуждение законопроекта субъектами хозяйствования, бизнес-союзами, предпринимателями и общественностью.

- Вопрос в продолжение темы. Сейчас разрабатывается новая редакция Таможенного кодекса Таможенного союза. Кто и где работает над этим документом и о каких принципиальных изменениях идет речь?

- Подготовка изменений и дополнений в этот документ ведется в рамках специально созданной рабочей группы, которую возглавляет руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов. В ее состав от нашей страны вошли представители Государственного таможенного комитета, министерств транспорта и коммуникаций, финансов, экономики и промышленности. Наш Комитет назначен в Беларуси ответственным ведомством за эту работу. Ее планируется завершить до конца первого полугодия, а вступление в силу новой редакции Таможенного кодекса Таможенного союза планируется с 1 января 2013 года.

Всего Беларусью, Казахстаном, Россией и секретариатом Комиссии Таможенного союза предложено для рассмотрения более 300 поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза с учетом результатов мониторинга и практического использования. В кодекс будет включено максимальное количество норм прямого действия, положения отдельных международных договоров государств - членов Таможенного союза и решений Комиссии Таможенного союза в области таможенного регулирования. Мы рассчитываем, что это позволит упростить таможенное регулирование в рамках ЕЭП. Необходимо подчеркнуть, что при внесении изменений и дополнений в кодекс его структура, а также заложенные в нем основные принципы и понятийный аппарат останутся неизменными.

- Всегда таможенные платежи были одной из важных источников пополнения государственного бюджета. Как сейчас, когда таможенный контроль вынесен на внешние границы "тройки", происходит распределение этих платежей? Или не потерять Беларусь часть своих доходов?

- Согласно с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) подписанным в Санкт-Петербурге в мае 2010 года, нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин установлены в следующих размерах: Беларусь - 4,70%, Казахстан - 7,33%, Россия - 87,97%. За период с вступления в силу Соглашения бюджет Беларуси не понес потерь, которые были бы вызваны использованием механизма распределения ввозных таможенных пошлин.

- Время от времени на телеканалах демонстрируются полные драматизма репортажи о километровых очередях грузовых и легковых автомобилей на границе то с Польшей, то с Литвой. Что делается для того, чтобы таких очередей было как можно меньше?

- Разумеется, мы стремимся быстро и адекватно реагировать. Действия нашей таможенной службы зависят от характера возникновения очередей. Если они образуются на выезде из Беларуси, то это, как правило, по причине замедленного приема транспортных средств смежной стороной. Мы уже договорились с таможенными службами Литвы, Латвии, Польши и Украины о минимальной суточного количества обработки транспортных средств на своей стороне границы. Если очереди образуются на въезде в Беларусь, то таможенной службой совместно с пограничной службой принимаются меры по увеличению численности личного состава подразделений, выделяются дополнительные места для стоянок транспорта.

- Почему были ликвидированы Мозырская и Пинская таможни?

- В целях создания оптимальной организационно-штатной структуры, которая соответствовала бы сегодняшним реалиям работы таможенников. Речь идет о поэтапной построении системы таможенных органов по региональному принципу. Поэтому с 1 января 2012 г. были реорганизованы Брестская таможня (путем присоединения к ней Пинской) и Гомельская таможня - к ней присоединена Мозырская.

- Как известно, граждане стран Европейского союза пользуются существенными преимуществами при пересечении границы ЕС. Будут ли такие "зеленые коридоры" налажен в Таможенном союзе для граждан Беларуси, России и Казахстана?

- Согласно решению комиссии Таможенного союза, для граждан государств, членов "тройки", есть возможность пересекать границу по отдельному каналу. Законодательство позволяет перемещать по "зеленому" коридору личное имущество гражданам Беларуси, России и Казахстана. А вот иностранцы, которые едут на транспортных средствах, зарегистрированных в других государствах, движутся по "красным" коридоре. Но здесь надо иметь в виду, что через пункты пропуска на белорусском участке таможенной границы Таможенного союза в основном перемещаются граждане Беларуси. Поэтому, чтобы предотвратить создание очередей в пунктах пропуска из числа наших соотечественников (если их основная масса будет двигаться по специальному каналу, а граждане иностранных государств окажутся в более выигрышном положении), решено пока не делать отдельный канал для граждан государств - членов Таможенного союза. Их пропуск по "зеленым" и "красным" коридорам ведется в зависимости от товара, который перевозится.

- Насколько реально в ближайшей перспективе в рамках Таможенного союза внедрить электронное декларирование товаров и транспортных средств?

- В таможенных органах Беларуси оно введено уже с 2008 года. Наша система создавалась с учетом опыта стран Евросоюза, России и сегодня развивается поэтапно в тесном взаимодействии с государствами - членами Таможенного союза. Мы унифицировали и утвердили требования к электронным форматов и структур таможенных документов. Эти требования едины и обязательны к применению на всей территории Таможенного союза. Налажен обмен информацией в электронном виде по основным таможенных процессах (транзит, временный ввоз и др.). Утверждена Инструкция о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа.

Вместе с тем, отмечу, что внедрение электронного декларирования в полном объеме на всей территорий "тройки" - процесс не простой и не быстрый. В первую очередь это связано с необходимостью унификации на уровне трех государств законодательства, регулирующего вопросы использования электронных документов, взаимного признания электронной цифровой подписи. И здесь участия и компетенции только таможенных органов недостаточно. Для решения этих вопросов созданы международные рабочие группы, в которые вошли эксперты различных министерств и ведомств. С их помощью вырабатываются единые подходы и рекомендации по обороту электронных документов.

- Всегда были и, наверное, будут любители обмануть таможенников, реализовать "серые" схемы нелегального продвижения больших партий грузов через границу. Как наша таможня противостоит этим преступным попыткам?

- Не боясь показаться нескромным, скажу: решительно и довольно результативно. Вот несколько цифр и примеров. В прошлом году таможенники зафиксировали около 20 тысяч нарушений законодательства, объемы задержания предметов контрабанды удвоились. В первом квартале этого года наши таможенники остановили около 5 тысяч нарушений законодательства, в том числе возбуждено 21 уголовное дело по фактам контрабанды наркотиков, оружия и боеприпасов, фактам коммерческого мошенничества. За первые 3 месяца этого года из незаконного оборота изъято более 5,5 кг наркотических средств и психотропных веществ, 13 единиц различных видов оружия.

Ярким примером эффективной работы таможенной службы Беларуси считаю выявление и пресечение схем контрабандного ввоза на территорию "тройки" разных категорий товаров. Так, в феврале сотрудники Ошмянской таможни совместно с пограничниками задержали крупную партию наркотических средств и психотропных веществ. Более 3,5 кг было спрятано на теле гражданки России, которая пешком двигалась из Литвы в Беларусь. Стоит отметить, что в этом году по-прежнему много задерживается поставщиков контрабандных сигарет. Их пытаются незаконно перевезти через нашу границу в страны Балтии и далее в Европу. Число контрабандных сигарет идет на десятки миллионов штук. В марте сотрудниками Витебской таможни совместно с пограничниками в пункте таможенного оформления "Бигосово-1" в полуприцепах двух грузовых автомобилей "MАN" и "SСАNIА", следовавшие из Беларуси в Литву, обнаружили и изъяли скрытые от контроля сигареты - около 2 млн штук.

Леонид Лохманенко, "Звязда"
Прежде, чем задать здесь свой вопрос, задайте его Гуглу!  Wink  Чтобы получить правильный ответ, сформулируйте правильный вопрос.
А когда хотят поблагодарить, говорят СПАСИБО...
___________________________
Общение без границ - в таможенном чате! (для зарегистрированных на сайте)
Ответить
 Спасибо сказали:


Сообщения в этой теме
RE: Пресса и СМИ информируют, анализируют и рекомендуют - Автор: tamagentbiz - 24-05-2012, 15:39 :53

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)