Рейтинг темы:
  • Голосов: 1 - Средняя оценка: 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Вся правда о Таможенном Союзе, ЕЭП и ЕАЭС
26-11-2010, 13:05 :03, (Последний раз сообщение было отредактировано 26-11-2010, 13:23 :04 пользователем tamagentbiz.)
RE: Вся правда о Таможенном Союзе и ЕЭП
Таможенный союз: с расчетов на взаимную выгоду

Как известно, с января текущего года в соответствии с договоренностью между руководителями России, Казахстана и Белоруссии началась поэтапная реализация основных договорно-правовых положений Таможенного Союза (ТС), направленных на регулирование правил торговли между его участниками, создание единой таможенной территории и наднациональных органов управления.

С 1 июля 2010 г. в странах - участницах ТС начал действовать единый Таможенный кодекс, устанавливающий механизмы начисления и распределения таможенных пошлин. Однако дискуссия по вопросу достоинств и недостатков ТС, призванного стимулировать интеграционные тенденции между новыми суверенными государствами во имя кардинального улучшения условий взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества и участия в международном разделении труда, продолжается с неутихающей силой.

Анализ общей динамики интеграционных процессов на постсоветском пространстве подтверждает, что у большинства бывших советских республик, а ныне суверенных государств, существует вполне очевидная объективная потребность в укреплении взаимного экономического сотрудничества, причем не только в двустороннем, но и многостороннем формате. Обусловлена эта потребность не только сугубо экономическими причинами, но и всей совокупностью политических факторов, в том числе стратегического характера.

Позиция, занимаемая Россией в вопросе формирования ТС, определяется долгосрочными, стратегическими интересами, как экономического, так и политического характера, о чем неоднократно говорили руководители нашего государства. И успех на этом направлении отвечает важнейшим задачам ее национального развития, даже, несмотря на то, что пока РФ несет определенные финансовые потери при реализации основных мероприятий по формированию Таможенного союза.

Судя по официальным заявлениям руководства Белоруссии и несмотря на обострившиеся в последнее время ее политические разногласия с Россией, а также расхождения между нашими странами по ряду вопросов, в том числе по экспортным пошлинам на нефтепродукты и ввозным пошлинам на иномарки, Белоруссия подтверждает стремление интегрироваться с Россией и Казахстаном в рамках Таможенного союза. Не является секретом вместе с тем, что белорусская сторона выступает за создание Таможенного союза в полном объеме без изъятий, и в этом заключается ее принципиальная позиция.

Казахстан, несомненно, является одним из наиболее активных сторонников интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Совершенно ясно то, что свой стратегический выбор как суверенного, независимого государства Казахстан видит в развитии и углублении сотрудничества с Россией, являющейся его самым надежным союзником. Укреплению этих особых отношений должно способствовать достижение прогресса по формированию ТС.

Полагаю, что позиция Казахстана в пользу ТС в известной степени продиктована и меняющимся балансом сил в экономике Центрально-Азиатского региона (ЦАР) в пользу Китая. И не случайно не только Казахстан, но и некоторые другие страны ЦАР проявляют повышенный интерес к интеграционным процессам на постсоветском пространстве.

В своей основе Таможенный союз - организация экономическая и следует признать, что с самого начала своего существования все его участники столкнулись с серьезными проблемами, вызванными, прежде всего, различиями в национальных и ведомственных хозяйственных интересах. За 20 лет после распада СССР сформировались не только различные национальные экономические приоритеты молодых суверенных государств, входящих в ТС, но и оформились специфические хозяйственные интересы определенных влиятельных местных бизнес-групп, которые, к тому же, не всегда совпадают с национальными интересами даже собственных стран. Так, например, можно сомневаться в том, что интересы компаний топливно-энергетического комплекса РФ - всегда и во всем идентичны национальным интересам России в целом.
Другая группа проблем экономического характера, стоящих перед участниками ТС, связана с тем, что номенклатура их экспорта во многом совпадает (в частности, номенклатура экспорта Белоруссии совпадает с российской номенклатурой на 60%, а Казахстана - даже на 90%), что может вызывать обострение конкуренции в рамках ТС. Впрочем, ТС как раз и создается для того, чтобы в условиях рыночной конкуренции между отдельными товаропроизводителями, равно как и между производителями услуг, обеспечить повышение производительности труда и качества предоставляемых услуг. К тому же одной из важнейших, едва ли не центральной, из задач, стоящих перед участниками ТС, является поощрение через механизмы интеграции процессов модернизации их экономик и преодоления их сырьевой направленности. Поэтому, не подавляя конкуренцию, не возводя искусственные протекционистские барьеры, следует предусмотреть такие организационные и правовые нормы, которые бы способствовали ускорению модернизации экономики наших стран.

Важно, чтобы при формировании ТС не было спешки, перескакивания через этапы его естественного развития. Ведь этот процесс - длительный. И уже принятые решения по установлению переходного периода для адаптации к новым условиям и даже частичному пересмотру таможенных пошлин в сторону их понижения в отношении целого ряда товарных групп и их изъятия из системы Единого таможенного тарифа на период от 6 месяцев до нескольких лет показывает, что процесс притирки интересов национальных товаропроизводителей может продолжаться достаточно долго. Российские эксперты считают, что жизнеспособность формируемого ТС во многом будет определяться решением принципиальной задачи обеспечения успешного поступательного развития интеграции на микроуровне с вовлечением в этот процесс максимально широкого круга хозяйствующих субъектов.

Пока же складывается впечатление, что приоритет отдается вопросам политической надстройки, тогда как производственным и инвестиционным связям на уровне отдельных предприятий уделяется недостаточно внимания. Впрочем, стоит отметить, что в торгово-экономические отношения членов ТС активно внедряются такие прогрессивные формы делового сотрудничества, как аутсорсинг, лизинг, передача технологий, приграничная торговля.

Требуется достаточно длительный период "взаимной притирки" и согласования конкретных интересов, прежде чем станут очевидными выгоды интеграционных процессов. К примеру, за первое полугодие текущего года рост товарооборота РФ - Казахстан, в том числе и вследствие сотрудничества в рамках ТС, составил 40% и, по всей видимости, по итогам года эти страны могут выйти на уровень, сопоставимый с рекордным, 2008 годом, - 20 млрд. долларов.

Таможенный союз - живой организм и не следует торопиться с расширением состава его участников. С другой стороны, ряд членов ЕврАзЭС, а именно Киргизия и Таджикистан, а также Армения, являющаяся с 2003 года наблюдателем в этой организации, внимательно наблюдают за процессом создания Таможенного союза и не исключают возможности подачи в будущем заявки на присоединение к нему. С другой, удовлетворение таких заявок наверняка будет сопряжено со многими трудностями, особенно в отношении Киргизии, являющейся в отличие от России, Казахстана и Белоруссии членом ВТО. Ведь правила ВТО во многом отличаются от договорно-правовых условий функционирования Таможенного союза, в первую очередь в отношении импорта из третьих стран. Поэтому на практике, присоединение Киргизии к Таможенному союзу вряд ли будет возможно до того, как нынешние члены союза вступят в ВТО. К тому же, внутриполитическая ситуация в Киргизии после апрельских событий 2010 года складывается весьма непросто, и до ее нормализации ни о каком присоединении к Таможенному союзу ЕврАзЭС не может быть и речи.

К тому же, как представляется, расширение состава членов Таможенного союза в ближайшей перспективе вряд ли целесообразно, поскольку главной задачей в настоящее время является консолидация этой организации, преодоление существующих внутренних проблем и противоречий и достижение ощутимого прогресса в исполнении намеченных совместных программ и планов. Именно достижение такого прогресса, а отнюдь не рост численности членов организации, должно стать подлинным критерием популярности и авторитетности Таможенного союза.

Геннадий Чуфрин, член-корреспондент РАН (ИМЭМО РАН), член Казахстанско-Российского экспертного совета.
Газета «Деловой вторник» 23.11.2010
Прежде, чем задать здесь свой вопрос, задайте его Гуглу!  Wink  Чтобы получить правильный ответ, сформулируйте правильный вопрос.
А когда хотят поблагодарить, говорят СПАСИБО...
___________________________
Общение без границ - в таможенном чате! (для зарегистрированных на сайте)
Ответить
 Спасибо сказали:


Сообщения в этой теме
RE: Вся правда о Таможенном союзе - Автор: rasmus - 29-03-2010, 03:01 :42
RE: Вся правда о Таможенном союзе - Автор: pudenus - 22-04-2010, 16:43 :22
RE: Вся правда о Таможенном Союзе и ЕЭП - Автор: tamagentbiz - 26-11-2010, 13:05 :03

Похожие темы
Тема: Автор Ответов: Просмотров: Посл. сообщение
  Изменения в законодательстве по ВЭД Беларуси, ТС, ЕЭК, ЕЭП и ЕАЭС tamagentbiz 1,220 1,247,479 09-11-2018, 10:59 :14
Посл. сообщение: tamagentbiz
  Что нового в Таможенном кодексе Таможенного союза и ЕАЭС tamagentbiz 75 46,345 29-01-2018, 17:03 :03
Посл. сообщение: tamagentbiz

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)