Рейтинг темы:
  • Голосов: 0 - Средняя оценка: 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Правовые вопросы технического регулирования
16-01-2015, 15:48 :24,
#1
Правовые вопросы технического регулирования
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Для обеспечения свободного движения товаров в рамках Таможенного союза (далее - ТС) страны-участницы провели серьезную работу по унификации нормативных документов. В частности, приняли Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года (далее - Соглашение о единых принципах), которое декларирует согласованную политику в области технического регулирования и предусматривает механизм унификации законодательства.

В целях реализации ст. 3 Соглашения о единых принципах Комиссия Таможенного союза Решением от 28 января 2011 года № 526 утвердила Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Для включенной в указанный перечень продукции, в отношении которой не вступили в силу технические регламенты ТС или технические регламенты Евразийского экономического сообщества, действуют нормы законодательства ТС и национального законодательства государств - членов ТС в сфере технического регулирования.

Справочно: технические регламенты Евразийского экономического сообщества, в которое, помимо государств - членов ТС, входят еще Кыргызская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан, на территории ТС пока не действуют.

При этом государства - члены ТС не допускают установления в своем законодательстве обязательных требований к продукции, не включенной в вышеупомянутый перечень, - это одно из условий унификации требований в области технического регулирования.

Согласно ст. 4 Соглашения о единых принципах технические регламенты ТС разрабатываются и принимаются для обеспечения на таможенной территории ТС энергетической эффективности и ресурсосбережения, защиты жизни и (или) здоровья человека, защиты имущества и окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Казалось бы, на уровне международных договоров приняты нормы, которые унифицируют перечни товаров, подлежащих обязательной оценке либо подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов. Однако все еще существуют позиции, которые необходимо согласовывать на уровне ТС.

Это обусловлено тем, что перечни конкретных наименований продукции до сих пор действуют на уровне не только ТС, но и государств-членов.

В частности, на уровне ТС такие перечни определяют:
- его технические регламенты;
- утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года № 620 Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов (далее - Единый перечень).

Справочно: согласно примечанию 10 к Единому перечню он действует для государств - членов ТС в отношении конкретного вида продукции до вступления в силу технического регламента на этот вид продукции. С даты вступления в силу таких регламентов во всех государствах - членах ТС продукция из Единого перечня исключается. Очевидно, после принятия необходимых технических регламентов ТС он утратит силу.

В силу примечания 2 к Единому перечню продукция, не включенная в него, подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно национальному законодательству государств - членов ТС.
Перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвердило постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 60.

Ситуация, когда технические нормативные правовые акты действуют и на уровне ТС, и на уровне государств-членов, не соответствует реалиям и требует принятия дополнительных мер с целью разработки и согласования комплекса технических регламентов ТС, а в последующем - Евразийского экономического союза.

Техническое регулирование тесно переплетается с таможенным законодательством, особенно при импорте товаров. Например, ЗАО "А" (Республика Беларусь) заключило контракт с фирмой "Б" (Китайская Народная Республика) на поставку в Республику Беларусь бывшего в эксплуатации оборудования, подлежащего обязательной оценке (подтверждению) соответствия требованиям ТР ТС 004/2011<1>. Оборудование следует поместить под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) для эксплуатации на предприятии Российской Федерации. Необходимо ли в этом случае представить сертификат соответствия или декларацию о соответствии? При помещении товаров под какие таможенные процедуры следует представлять сертификат соответствия или декларацию о соответствии?

Согласно п. 4 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 294, документы, удостоверяющие соответствие товаров обязательным требованиям, или сведения о таких документах необходимо представить при помещении товаров под следующие таможенные процедуры:
1. Выпуск для внутреннего потребления, в том числе при завершении иных таможенных процедур, за исключением:
- проб и образцов для проведения исследований и испытаний;
- комплектующих товаров либо сырья (материалов) к продукции, выпускаемой в обращение на территории государства - члена ТС, на которой они помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- гуманитарной или технической помощи;
- товаров, предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
2. Временный ввоз (допуск), за исключением:
- товаров, предназначенных для демонстрации на выставках, ярмарках и международных встречах, а также вспомогательного оборудования и материалов;
- образцов, предназначенных лишь для получения заказов и непригодных для использования в иных целях;
- товаров, предназначенных для проведения испытаний, проверок, экспериментов и демонстрации свойств и характеристик;
- товаров, предназначенных для спортивных соревнований, показательных спортивных мероприятий или тренировок, если данные товары ввозит иностранное лицо, которое будет использовать их на таможенной территории ТС.
3. Свободная таможенная зона или свободный склад, за исключением:
- проб и образцов для проведения исследований и испытаний;
- комплектующих товаров либо сырья (материалов) к продукции, производимой на территории государства - члена ТС, на которой они помещаются под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада.
4. Реимпорт, за исключением случаев помещения:
- товаров в целях завершения действия таможенной процедуры временного вывоза;
- товаров, которые не подвергались операциям по переработке вне таможенной территории ТС, в целях завершения действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории;
- товаров ТС, которые находятся под таможенными процедурами свободной таможенной зоны или свободного склада, в целях завершения действия этих процедур, если данные товары остались в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки, хранения и (или) использования.
5. Отказ в пользу государства.
Представления документов, удостоверяющих соответствие товаров обязательным требованиям, или сведений о таких документах не требуется при помещении под вышеуказанные таможенные процедуры товаров:
- бывших в употреблении (эксплуатации);
- ввозимых в единичных экземплярах (количествах) и предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов);
- временно размещенных на таможенной территории ТС, за исключением ввозимых по договорам финансового лизинга.

Таким образом, при помещении бывшего в эксплуатации оборудования, подлежащего обязательной оценке (подтверждению) соответствия требованиям ТР ТС 004/2011, под таможенную процедуру временного ввоза представлять сертификат соответствия или декларацию о соответствии не требуется.

Отсутствие необходимости подтверждения соответствия продукции, бывшей в употреблении (эксплуатации), а также ввозимой в единичных экземплярах, обязательным требованиям при помещении под таможенные процедуры товаров свидетельствует о том, что техническое регулирование при импорте распространяется только на партии ввозимых новых товаров, предназначенных для отчуждения третьим лицам.

В этом случае правомерно возникает вопрос о целесообразности представления документов о выполнении требований законодательства в области технического регулирования при выпуске товаров в соответствии с таможенными процедурами, ведь выполнение данного требования увеличивает время на проведение таможенных операций, что экономически нецелесообразно.

Таким образом, считаем возможным исключить из таможенного законодательства требование о представлении документов, подтверждающих соблюдение мер технического регулирования при помещении товаров под таможенные процедуры.

Отдельные вопросы возникают и в части применения положений технических регламентов. Так, п. 2 ст. 1 технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 876, установил наименования групп продукции легкой промышленности, на которые распространяется действие данного документа.

В свою очередь, приложение 1 к данному регламенту определяет соответствие между наименованиями групп продукции легкой промышленности и наименованиями изделий, входящих в такие группы. Например, в группу "Материалы текстильные, бельевые" входят материалы для постельного, нательного, столового белья, бельевых, корсетных и купальных изделий. Однако, изменив коммерческое наименование товара (назвав ситцевую ткань, из которой возможно производство постельного белья, материалом для изготовления промышленных чехлов), производитель может избежать обязательной оценки (подтверждения) соответствия товара требованиям указанного регламента.

Подобная неоднозначность при определении перечня товаров, подлежащих оценке (подтверждению) соответствия, способствует созданию серых схем производства товаров, вовлекаемых в торговый оборот на территории ТС. Отметим, что при импорте товаров данный правовой пробел устранило Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 октября 2013 года № 228 "Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011)".

Кроме того, на одно и то же коммерческое наименование продукции могут распространяться требования нескольких технических регламентов, например требования к самой продукции, ее упаковке и т.п. Устранить данный правовой пробел можно путем создания ссылок во взаимосвязанных технических регламентах либо издания нормативного правового акта, который устанавливал бы взаимосвязи.
_______________________________
<1> Технический регламент Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011), принятый Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года N 768.

Н.А.ДУБИНСКИЙ, кандидат технических наук, доцент кафедры стандартизации Витебского государственного технологического университета
Copyright: © ООО "ЮрСпектр", 2014
Ответить
 Спасибо сказали:


Сообщения в этой теме
Правовые вопросы технического регулирования - Автор: tamagentbiz - 16-01-2015, 15:48 :24

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)