Рейтинг темы:
  • Голосов: 0 - Средняя оценка: 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Таможенный перевозчик в контексте Закона "О таможенном регулировании в РБ"
12-08-2014, 11:48 :47,
#1
Таможенный перевозчик в контексте Закона "О таможенном регулировании в РБ"
ТАМОЖЕННЫЙ ПЕРЕВОЗЧИК В КОНТЕКСТЕ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 10.01.2014 N 129-З "О ТАМОЖЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ"

Белорусские организации, осуществляющие международные перевозки грузов, нередко прибегают к получению статуса таможенного перевозчика. Основное преимущество получения такого статуса состоит в том, что при перевозке этими лицами товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита не требуется предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Изложенное предусмотрено ст. 217 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), а ст. 18 - 22 ТК ТС определено, что таможенный перевозчик - это юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, отвечающее определенным условиям, а также определены положения об условиях включения заинтересованных лиц в реестр таможенных перевозчиков и основаниях для исключения из такого реестра, обязанностях и ответственности таможенного перевозчика.

Таможенным законодательством предусмотрено, что юридическое лицо признается таможенным перевозчиком после включения в реестр таможенных перевозчиков. При этом порядок включения в такой реестр и исключения из этого реестра определяется законодательством государств - членов Таможенного союза.

До 23 апреля 2014 г. такой порядок определялся Положением об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 18.07.2011 № 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" (далее - Положение № 319). С указанной даты эти вопросы регулируются Законом Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" (далее - Закон № 129-З).

Право на включение в реестр таможенных перевозчиков имеют юридические лица с местом нахождения в Республике Беларусь и созданные согласно законодательству Республики Беларусь. При этом такое право может быть реализовано при соблюдении установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Республики Беларусь условий включения в реестр. Такие условия определены ст. 19 ТК ТС и ст. 61 Закона № 129-З. Ранее они определялись ст. 19 ТК ТС и п. 25 Положения № 319.

1. Заинтересованное лицо в течение не менее 2 лет на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков должно осуществлять деятельность по перевозке грузов. Аналогичное условие предусматривалось п. 25 Положения № 319.

2. Заинтересованным лицом должно быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Размер такого обеспечения должен составлять сумму, эквивалентную не менее чем 200 тысячам евро по официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день предоставления такого обеспечения. Аналогичное условие предусматривалось п. 25 Положения N 319.
Для этого могут быть использованы такие способы, как предоставление обеспечения денежными средствами (деньгами), банковской гарантией, поручительством, залогом имущества (ст. 86 ТК ТС). В Республике Беларусь применение способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов регулируется ТК ТС, Законом № 129-З, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 № 1374 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (далее - постановление № 1374) и пр.

При предоставлении обеспечения денежными средствами соответствующая сумма денежных средств перечисляется в белорусских рублях на единый счет, который открыт Министерству финансов Республики Беларусь в Национальном банке Республики Беларусь для зачисления таможенных платежей (номер такого единого счета 3600920000008 ). В качестве обеспечения таможенные органы принимают банковские гарантии, выданные банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, включенными в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных гарантами уплаты таможенных платежей, который ведет Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (такой реестр размещен на его официальном сайте).

Поручительство оформляется путем заключения между поручителем и таможенным органом договора поручительства, включающего в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме обязательство по уплате таможенных пошлин, налогов таможенным перевозчиком в случае неисполнения его последним. В качестве поручителя перед таможенными органами могут выступать банки и небанковские кредитно-финансовые организации, включенные в вышеуказанный реестр, а также иные лица на условиях и в порядке, установленных постановлением № 1374. В свою очередь, залог оформляется договором между таможенным органом и залогодателем. При этом предметом залога могут быть товары, ввозимые на таможенную территорию, а также иное имущество в соответствии с законодательством.

3. Заинтересованное лицо должно иметь разрешительный документ на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности требует наличия указанного документа в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Национальное законодательство в данной части уточняет, что речь идет о наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области автомобильного транспорта, если для осуществления соответствующих перевозок требуется такое специальное разрешение (лицензия). Аналогичное условие предусматривалось п. 25 Положения № 319.

Вопросы лицензирования деятельности в области автомобильного транспорта регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности", где предусмотрено, что лицензирование такой деятельности осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, а сама лицензируемая деятельность включает такую составляющую, как "международные автомобильные перевозки грузов". При этом не требуется получения лицензии для выполнения международных автомобильных перевозок грузов с использованием автомобиля, предназначенного для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 тонны. Вопросы организации работ по лицензированию деятельности в рассматриваемой области урегулированы приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29.11.2010 № 593-Ц "Об организации работ по лицензированию деятельности в области автомобильного транспорта".

4. В собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде заинтересованного лица должны находиться используемые для перевозки товаров транспортные средства, в том числе транспортные средства, пригодные для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями. При этом количество таких транспортных средств должно быть не менее двух. Отметим, что Положением № 319 минимальное количество указанных транспортных средств не оговаривалось, т.е. достаточно было одного.

Вопросы допуска транспортных средств к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями регулируются ст. 221 ТК ТС и Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 "О формах таможенных документов" (далее - решение № 260).

5. На день обращения заинтересованного лица с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков не должна иметь место неисполненная в установленный законодательством срок обязанность по уплате таможенных платежей, а также процентов и пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей. Аналогичное условие предусматривалось п. 25 Положения № 319.

Обратим внимание, что речь идет об обязанностях по уплате таможенных платежей, а также процентов и пеней, не исполненных в установленный срок. К таковым не относятся, в частности, обязанности по уплате таможенных платежей по предоставленной отсрочке или рассрочке, срок уплаты которых еще не наступил, обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в течение срока таможенной процедуры временного ввоза (допуска), срок уплаты которых еще не наступил, и т.п.

6. Юридическое лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков должно считаться в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму 250 базовых величин (БВ) и более. До 23 апреля 2014 г. фактически предусматривалось аналогичное. Согласно ст. 19 ТК ТС должны отсутствовать факты привлечения в течение 1 года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза. В свою очередь, п. 25 Положения № 319 определял, что речь в данном случае идет об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму 250 БВ и более. Установлено, что заинтересованное лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков должно считаться в соответствии с законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму 250 БВ и более.

Подобные административные взыскания предусмотрены за совершение административных таможенных правонарушений по ст. 14.1 - 14.5, 14.7 и 14.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). В свою очередь, согласно ст. 2.8 КоАП лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение 1 года со дня окончания исполнения административного взыскания не совершит нового административного правонарушения.

7. Заинтересованное лицо должно соответствовать иным требованиям и соблюдать иные условия, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза. Изложенное предусмотрено ст. 19 ТК ТС.

Статьей 61 Закона № 129-З установлено, что одним из рассматриваемых условий является наличие информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, используемых для представления отчетности о совершенных таможенных операциях. Согласно п. 25 Положения № 319 к таким иным условиям было отнесено также наличие информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, используемых для представления отчетности о совершенных таможенных операциях.

С 23 апреля 2014 г. в соответствии со ст. 55 Закона № 129-З для включения в соответствующий реестр в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь представляются:
- заявление по установленной форме;
- копии учредительных документов юридического лица и документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица, заверенные юридическим лицом (устав с имеющимися изменениями и дополнениями, учредительный договор - для юридических лиц, действующих только на основании учредительных договоров, с имеющимися изменениями и дополнениями, свидетельство о государственной регистрации), а в случае реорганизации - заверенные юридическим лицом копии указанных документов, свидетельствующие о реорганизации ранее действовавшего лица;
- другие документы о выполнении соответствующих условий, которые могут быть представлены в виде оригиналов, нотариально заверенных копий либо копий, заверенных юридическим лицом.

Статьей 61 Закона № 129-З определено, что в качестве таких других документов представляются:
- документы, подтверждающие осуществление деятельности по перевозке товаров не менее двух лет. Положением № 319 определялось, что в качестве таких документов могут быть представлены выписка из лицевого счета, заверенная банком, в котором обслуживается заинтересованное лицо, с указанием услуг по перевозке или аудиторское заключение о финансово-хозяйственной деятельности и др.;
- документы, подтверждающие нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде не менее двух используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;
- договор с разработчиками информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения на их сопровождение, а в случае разработки таких программных продуктов юридическим лицом - документ, подтверждающий соответствие программного обеспечения требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь.

Обратим внимание, что до 23 апреля 2014 г. форма вышеуказанного заявления определялась приложением 1 к Положению № 319. В настоящее время она определяется Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Также отметим, что должны быть представлены документы, подтверждающие нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде не менее двух используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями. Ранее достаточно было представления таких же документов в отношении одного транспортного средства.

Справочно. В соответствии с Положением № 319 в заявлении указывались следующие сведения:
- сведения о заявителе (организационно-правовая форма юридического лица; полное наименование юридического лица; сокращенное наименование юридического лица; учетный номер плательщика (УНП) юридического лица; место нахождения юридического лица; средства связи (телефон, факс, интернет-адрес WEB-сайта и (или) электронной почты; перечень обособленных структурных подразделений (филиалов) заинтересованного лица, которые планируют осуществлять деятельность в сфере таможенного дела, их место нахождения (адрес) и УНП; номер счета в белорусских рублях и реквизиты банка, в котором он открыт, наименование, место нахождения, УНП; номер счета в иностранной валюте и реквизиты банка, в котором он открыт, наименование, место нахождения, УНП);
- сведения об обеспечении уплаты таможенных пошлин, налогов (сумма и способ обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов; номер, дата и срок действия документов, подтверждающих предоставление обеспечения уплаты
таможенных пошлин, налогов).
Данное заявление подписывалось руководителем заинтересованного лица, а также заверялось его печатью.


Обратим внимание, что в число вышеуказанных документов не входят документы, подтверждающие предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Дело в том, что такое обеспечение предоставляется таможенному органу, в зоне оперативной деятельности которого находится заинтересованное лицо, т.е. до подачи в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь заявления и документов для включения его в реестр таможенных перевозчиков.

Ведение соответствующего реестра (включение, исключение) в соответствии с Законом № 129-З осуществляется, как и ранее, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Содержание реестра с 23 апреля 2014 г. не изменилось, предусмотрено, что в реестре указываются:
- сведения о юридическом лице, включенном в реестр (наименование и место нахождения юридического лица, УНП), его обособленных подразделениях (филиалах), которые будут осуществлять деятельность в сфере таможенного дела;
- номер и дата принятия решения о включении юридического лица в реестр;
- номер включения в реестр;
- сведения о приостановлении деятельности в сфере таможенного дела, срок такого приостановления, а также сведения о возобновлении деятельности в сфере таможенного дела;
- сведения об исключении из реестра;
- иные сведения в зависимости от вида деятельности в сфере таможенного дела.

Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, как и ранее, отводится 1 месяц на рассмотрение поступившего заявления и документов (ст. 55 Закона № 129-З, п. 10 Положения № 319). Необходимо учитывать, что такой срок может быть продлен.
Последнее допускается в случае необходимости запроса у третьих лиц, а также у государственных органов и иных организаций документов, подтверждающих сведения, указанные заинтересованным лицом. Такое продление возможно на период представления запрашиваемых документов, но не более чем на 1 месяц, о чем заинтересованное лицо должно быть информировано в письменной форме и с указанием причин продления.

При принятии положительного решения по поступившему заявлению решение о включении заинтересованного лица в соответствующий реестр оформляется приказом Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, на основании которого заинтересованное лицо включается в реестр, причем с даты принятия решения о таком включении и на неопределенный срок.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь должен в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о включении заинтересованного лица в реестр письменно уведомить его об этом с указанием номера включения лица в реестр. При этом таможенному перевозчику выдается документ, подтверждающий его статус: свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков, форма которого утверждена решением № 260.

Вместе с тем в соответствии с Законом № 129-З Государственный таможенный комитет Республики Беларусь вправе принять решение об отказе во включении в соответствующий реестр только в двух случаях, таких как:
- наличие в представленном заявлении с приложением необходимых документов недостоверных сведений;
- наличие сведений о несоответствии юридического лица установленным для включения в соответствующий реестр условиям.

До 23 апреля 2014 г. такими основаниями также были несоответствие представленных документов установленным требованиям или представление не всех необходимых документов.
В соответствии же с Законом № 129-З в такой ситуации Государственный таможенный комитет Республики Беларусь не позднее 5 рабочих дней со дня получения заявления письменно отказывает в принятии заявления.

Решение об отказе во включении в соответствующий реестр оформляется, как и ранее, приказом Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, после чего заинтересованному лицу сообщается о таком решении в письменной форме не позднее 3 рабочих дней с даты принятия решения.

Обратим внимание, что в случае изменения сведений, заявленных заинтересованным лицом при включении в реестр таможенных перевозчиков, такое лицо обязано сообщить об этом в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня наступления соответствующих событий или дня, когда лицу стало известно об их наступлении (ст. 56 Закона № 129-З). Аналогичное предусматривалось ранее п. 16 Положения № 319.

В соответствии со ст. 65 Закона № 129-З деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного перевозчика может быть приостановлена сроком от 1 до 6 месяцев, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения требований, установленных частью второй п. 5 ст. 98 ТК ТС. Названной статьей определено, что лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.

Решение о приостановлении деятельности в сфере таможенного дела в качестве таможенного перевозчика, как и ранее, оформляется приказом Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и отражается в соответствующем реестре. Такой приказ должен содержать даты начала и прекращения срока приостановления деятельности в сфере таможенного дела. При установлении даты начала срока приостановления деятельности в сфере таможенного дела должно учитываться время, необходимое для доведения до лица, включенного в соответствующий реестр, информации о приостановлении его деятельности в сфере таможенного дела.

До истечения срока приостановления деятельности таможенный перевозчик должен принять меры по устранению и (или) недопущению впоследствии таких нарушений, а также в письменной форме информировать Государственный таможенный комитет Республики Беларусь о таких мерах. Деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного перевозчика в период приостановления его деятельности является незаконной и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Наряду с вышеизложенным заинтересованное лицо может быть исключено из реестра таможенных перевозчиков. Основания для такого исключения определены ст. 20 ТК ТС с учетом ст. 57 Закона № 129-З. Такими основаниями являются следующие:
- несоблюдение условий включения в реестр таможенных перевозчиков, установленных п. 2 - 4 и 8 ст. 19 ТК ТС. Речь идет о таких условиях, как предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в установленном размере, наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов, нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, наличие информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, используемых для представления отчетности о совершенных таможенных операциях;
- несоблюдение перевозчиком обязанностей, предусмотренных п. 1 - 3 ст. 21 ТК ТС. Речь идет о таких требованиях, как: соблюдение условий и выполнение требований, установленных ТК ТС, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; ведение учета товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и представление в таможенные органы отчетности о перевозке таких товаров, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза; исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, предусмотренных ст. 227 и 228 ТК ТС (в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита);
- заявление таможенного перевозчика об исключении его из реестра таможенных перевозчиков, ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством либо реорганизация юридического лица (за исключением реорганизации в форме преобразования, выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц, присоединения к нему другого юридического лица).

Аналогичное предусматривалось и ранее.

Решение об исключении из реестра лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, оформляется приказом Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и доводится до заинтересованного лица в письменной форме (с указанием причин) в течение 3 рабочих дней со дня его принятия.

В случае исключения из реестра лицо, осуществлявшее деятельность в сфере таможенного дела, вправе обратиться с заявлением о включении в реестр, но только после устранения причин, послуживших основанием для принятия решения об исключении из реестра.

А.Э.АБРОСКИН, экономист, специалист таможенного дела
по состоянию на 12 мая 2014 г.
Прежде, чем задать здесь свой вопрос, задайте его Гуглу!  Wink  Чтобы получить правильный ответ, сформулируйте правильный вопрос.
А когда хотят поблагодарить, говорят СПАСИБО...
___________________________
Общение без границ - в таможенном чате! (для зарегистрированных на сайте)
Ответить
 Спасибо сказали:


Сообщения в этой теме
Таможенный перевозчик в контексте Закона "О таможенном регулировании в РБ" - Автор: tamagentbiz - 12-08-2014, 11:48 :47

Похожие темы
Тема: Автор Ответов: Просмотров: Посл. сообщение
  Закон РБ "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" tamagentbiz 10 7,293 19-06-2014, 18:25 :33
Посл. сообщение: tamagentbiz

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 2 Гость(ей)