Рейтинг темы:
  • Голосов: 0 - Средняя оценка: 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Продление сроков завершения внешнеторговых операций
#1
Продление сроков завершения внешнеторговых операций

Чем дольше длится мировой финансовый кризис, тем труднее контрагентам исполнять свои обязательства по внешнеторговым сделкам. Причем многие организации стали использовать эту вполне объективную причину (кризис) для того, чтобы оправдать свое нежелание расплачиваться своевременно. В результате сроки исполнения внешнеторговых договоров, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178 ), все чаще срываются. Оказавшимся без вины виноватыми белорусским экспортерам и импортерам ничего не остается, как обращаться с просьбами о продлении этих сроков. Между тем сама процедура по продлению сроков завершения внешнеторговых операций уже успела поменяться.

Даем вам срок… И вы за него ответите!

Новый экономический миропорядок только усилил желание белорусских властей поскорее получать платежи в бюджет от ВЭД. Поэтому достаточно жесткие сроки исполнения внешнеторговых договоров чиновники и не думали пересматривать. Напомним, в соответствии с п. 1.4 Указа № 178 резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки:
· при экспорте — не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;
· при импорте — не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа. При этом резиденты-импортеры должны в течение этих двух месяцев обеспечить поступление товаров на таможенную территорию Беларуси.

А поскольку законы в нашей стране исполняются (да и то не всегда!) только в том случае, когда за их нарушение установлена серьезная ответственность, вышеназванное требование «сопровождается» ст. 11.34 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). В соответствии с данной статьей превышение юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) сроков проведения внешнеторговых операций влечет наложение на него штрафа в размере до 2% от суммы не полученных в установленный срок денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг) за каждый день превышения срока, но не более этой суммы (стоимости). Другими словами, 50 дней просрочки поставки товара вашим недобросовестным партнером — и вы должны государству сумму, равную стоимости всей еще не состоявшейся внешнеторговой сделки!Однако не все так плохо: вам могут продлить сроки завершения операции, причем бесплатно.

Куда податься бедному участнику ВЭД?

Согласно п. 1.5 Указа № 178 сроки завершения внешнеторговых операций, введенные этим законодательным актом, по заявлению резидента могут быть продлены Национальным банком Республики Беларусь или его главными управлениями по областям. Правда, для того чтобы главный банк страны пошел на это, необходимо наличие объективных причин, подтвержденных соответствующими документами.

В п. 1.16.1 Указа № 178 уточнено, что резиденты обязаны получить разрешение Нацбанка (его главного управления по области) на продление срока завершения внешнеторговой операции в случае, если предусмотренный договором либо фактический срок поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг либо получения денежных средств за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги превышает срок, установленный законодательством. Кроме того, необходимо уведомить выдавший это разрешение орган в порядке, установленном Нацбанком, о том, что данная внешнеторговая операция завершена.

До недавнего времени продлением сроков завершения внешнеторговых операций занималось Министерство торговли Республики Беларусь. Но поскольку подобное «раздвоение» (одно ведомство выдавало разрешение, а другое — контролировало его использование) приводило к излишним сложностям, выдача разрешений стала прерогативой главного банка страны. Нацбанк приступил к выдаче таких разрешений со 2 октября 2008 г. — момента вступления в силупостановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2008 № 100, которым была утверждена Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков прекращения обязательств при осуществлении внешнеторговых операций (далее — Инструкция № 100).

Между тем после принятия Указа № 104 гораздо проще оказалось разработать новый документ, регламентирующий выдачу разрешений, чем вносить изменения в действующий. В этой связи постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52 была утверждена Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций (далее — Инструкция № 52), вступившая в силу с 1 мая 2009 г. Отметим, что Инструкцию № 100 с той же даты признали утратившей силу, причем сделано это было почему-то не одной из норм Инструкции № 52, а отдельным постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 51.

Рассмотрим, что изменилось в порядке получения разрешений после принятия Инструкции № 52.

Не все сроки нужно продлять

В соответствии с п. 1 Инструкции № 52 этот нормативный акт устанавливает единый порядок выдачи Нацбанком разрешений резидентам на продление сроков завершения внешнеторговых операций (далее — разрешения). При этом его действие не распространяется на внешнеторговые операции, указанные в п. 1.2 Указа № 178, а именно:
· на операции, проводимые между резидентами и нерезидентами по договорам, предусматривающим передачу имущества в аренду, финансовую аренду (лизинг), в рамках выполнения административных процедур, а также в соответствии с договорами страхования (всех видов), договорами займа и кредитными договорами;
· на операции, относимые в соответствии с белорусским законодательством к банковским операциям;
· на операции, расчеты по которым осуществляются индивидуальными предпринимателями наличными денежными средствами за пределами Беларусь, а также через счета резидентов, открытые в банках-нерезидентах (в том числе счета, на которых отражаются обязательства резидентов перед банками-нерезидентами);
· на некоторые другие операции, предусмотренные Нацбанком.

«Не отвечает» Инструкция № 52 и за выдачу разрешений на продление сроков завершения тех операций, которые в соответствии с Указом № 178 не являются внешнеторговыми. В частности, это касается операций по отгрузке товаров, выполнению работ и оказанию услуг после получения денежных средств от нерезидента и по перечислению денежных средств за товары, работы и услуги после исполнения нерезидентом своих обязательств.

У кого нужно получать разрешение

Сначала объясним, кто какие разрешения выдает. В соответствии с Инструкцией № 100 выдачу разрешений производили главные управления Нацбанка по областям по месту государственной регистрации резидента в следующих случаях:
· при экспорте — на срок свыше 90 и до 180 (включительно) календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
· при импорте — на срок свыше 60 и до 120 (включительно) календарных дней с даты проведения платежа.

Если же необходимый срок продления внешнеторговой операции превышал 180 календарных дней (при экспорте) или 120 календарных дней (при импорте), то обращаться за продлением сроков приходилось в главное управление валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка (далее — главное управление). В этот же орган следовало обращаться и в случае, когда превышение срока завершения внешнеторговой операции свыше 180 дней (при экспорте) или 120 дней (при импорте) было «заложено» в условиях заключенного внешнеторгового договора. Другими словами, обращение за продлением сроков производилось еще до начала осуществления операции.

После вступления в силу Инструкции № 52 эти правила были уточнены (правда, в большинстве случаев — на уровне формулировок). Согласно п. 4 данного нормативного акта если в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового договора либо в ходе исполнения обязательств по нему предполагается превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, то резидент должен получить разрешение главного управления Нацбанка по области (далее — управление по области) в зависимости от места нахождения (своего или собственного структурного подразделения):
· при экспорте — если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, превышает срок, установленный законодательством, не более чем на 90 календарных дней;
· при импорте — если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает срок, установленный законодательством, не более чем на 60 календарных дней.

В случае, когда резиденту необходимо превысить срок завершения внешнеторговой операции более чем на 90 календарных дней (при экспорте) или более чем на 60 календарных дней (при импорте), ему следует обращаться за получением разрешения в главное управление.

По сути, в данных нормах ничего не изменилось. Однако этот вывод ни в коей мере не относится к порядку действий резидента при получении разрешения, приведенному в Инструкции № 52.

Когда обращаться за разрешением

Ранее обязанностью резидента было получить разрешение до начала исполнения обязательств по внешнеторговому договору в случае, если предусмотренный договором срок поступления товаров, выполнения работ, оказания услуг либо получения денежных средств за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги превышал срок, установленный законодательством. И только после этого в банке регистрировался паспорт сделки, который являлся тогда главным инструментом валютного контроля за действиями резидентов.

Имелась также возможность получить разрешение и до истечения срока прекращения операции в ситуации, когда становилось очевидным, что срок фактического исполнения обязательств по внешнеторговому договору может превысить срок, установленный Указом № 178.

Теперь же если срок завершения внешнеторговой операции, предусмотренный договором, превышает срок, определенный законодательством, то в соответствии с п.5 Инструкции № 52 резидент должен получить разрешение в течение 10 рабочих дней с даты начала операции. Получается, сначала необходимо произвести регистрацию сделки в соответствии с установленным порядком, затем начать осуществление операции, и только после этого обратиться за получением разрешения. В выдаваемом разрешении должна быть указана конкретная дата, не позднее которой резидент обязан обеспечить завершение внешнеторговой операции, а не количество дней свыше определенного законодательством срока с даты начала осуществления операции, в течение которых резидент обязан ее завершить, как это было ранее.

В связи с этим изменена и форма разрешения, приведенная в приложении 1 к Инструкции № 52. Старому реквизиту «Срок прекращения обязательств» формы разрешения, являвшегося приложением 1 к Инструкции № 100, в новой форме соответствует реквизит «Дата завершения внешнеторговой операции». Кроме того, в новой форме появился дополнительный реквизит «Регистрационный номер сделки», используемый теперь для валютного контроля. В нем и указывается регистрационный номер сделки, полученный резидентом в обслуживающем его банке и проставленный на внешнеторговом договоре (приложении к договору).

Согласно п. 7 Инструкции № 52 разрешение можно получить и в ходе фактической реализации внешнеторговой операции, если предполагается превышение оговоренного законодательством срока ее завершения. При этом резидент должен получить в главном управлении (управлении по области) разрешение до истечения установленного законодательством срока завершения операции. После фактического истечения данного срока ни о каком его продлении говорить уже не приходится — как это ни печально, нельзя продлить то, что уже закончилось.

В данном случае срок завершения внешнеторговой операции устанавливается с даты ее начала по дату, указанную резидентом в заявлении на продление срока завершения операции.

А чем докажете?

Как следует из сказанного выше, даже один день срыва сроков подачи заявления на продление срока завершения внешнеторговой операции может привести к весьма печальным последствиям. Поэтому в Инструкцию № 52 включена норма, позволяющая предотвратить разночтения в вопросах исчисления сроков. С учетом положений гражданского законодательства и согласно п. 9 Инструкции № 52 датой подачи заявления, представляемого в виде почтового отправления, теперь считается дата сдачи его на почту либо в иное учреждение связи, подтверждаемая соответствующим штампом.

В случае, когда заявление доставляется иным способом (например, нарочным), датой подачи этого документа признается дата его регистрации согласно установленным правилам документооборота.

Какие у вас документы?

Для получения разрешения (а также для внесения изменений в ранее выданное разрешение) резиденту необходимо представить в главное управление (управление по области) документы, перечисленные в приложении 3 Инструкции № 52. В число последних, в частности, входит письменное заявление произвольной формы, содержащее местонахождение и контактные телефоны заявителя, описание внешнеторговой операции (со ссылкой на прилагаемые к заявлению документы) и ее сумму, запрашиваемый срок завершения с указанием конкретной даты (согласно Инструкцию № 100 эта информация в заявлении не указывалась) и обоснование данного продления срока, а также копия документа (документов), посредством которого оформлена внешнеторговая операция. Особое внимание следует обратить на документы, посредством которых оформлены внешнеторговые операции (платежные поручения, счета-фактуры, акты приема-передачи, таможенные декларации, накладные и т.п.).

Кроме того, представляются документы (при их наличии), которые могут доказать невозможность своевременного исполнения договорных обязательств контрагентом по сделке.

Заявитель имеет право представить и иные документы, не указанные в приложении 3 Инструкции № 52, если, по его мнению, они помогут в решении вопроса с продлением сроков. В свою очередь, главное управление (управление по области) вправе запросить у резидента дополнительную информацию, необходимую для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения и контроля за исполнением сроков (в Инструкции № 100 говорилось только об информации, необходимой для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения).

Если раньше верность копий представляемых документов могла быть засвидетельствована только печатью и подписью руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), то сейчас подобными полномочиями наделены заместители руководителя, а также любые уполномоченные им лица.

Выдача разрешения

Инструкцией № 52 оставлен без изменения 15-дневный срок с даты поступления всех необходимых документов, который дается главному управлению (управлению по области) для их рассмотрения и выдачи разрешения либо письменного отказа в такой выдаче с указанием его причин. Другими словами, отсчет срока начинается после того, как заявитель представил последний необходимый документ.

Если же для принятия решения необходима дополнительная информация, срок выдачи разрешения либо направления письменного отказа в выдаче разрешения не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления в главное управление (управление по области) всей дополнительно запрошенной информации.

Положения Инструкции № 52, регламентирующие порядок выдачи разрешений (внесения изменений в уже выданные) в случае реорганизации заявителя, изменения его наименования, повторного продления срока завершения внешнеторговой операции, утраты разрешения и отказа в его выдаче, практически полностью повторяют нормы Инструкции № 100, и останавливаться на их рассмотрении мы не будем.

Если у вас все хорошо — поделитесь радостью

В соответствии с п. 24 Инструкции № 52 резидент должен в срок не позднее 30 календарных дней со дня завершения в полном объеме внешнеторговой операции, на которую было выдано разрешение, направить в главное управление сведения о завершении внешнеторговой операции по форме, приведенной в приложении 4 к Инструкции № 52. В этом документе необходимо привести информацию о номере и дате разрешения и порядковом номере внешнеторговой операции (согласно выданному разрешению), а также сведения о дате и основаниях завершения операции. В графе «Основание завершения внешнеторговой операции» указываются номер и дата документа (грузовая таможенная декларация, акт приемки-передачи и т.п.), в соответствии с которым завершена операция.

Случилось страшное…

Если, несмотря на все возможности, предоставленные законодательством, главное управление (управление по области) при рассмотрении представленных заявителем документов все-таки обнаружит факты превышения резидентом срока завершения внешнеторговой операции без получения соответствующего разрешения, то, кроме штрафа, установленного вышеупомянутой ст. 11.34 КоАП, ему, скорее всего, придется познакомиться с представителями еще одного ведомства — Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Ведь информацию о выявленных нарушениях главное управление (управление по области) должно направить именно туда.

Данные сведения направляются в КГК по итогам работы за отчетный месяц письмом в произвольной форме с указанием наименования резидента, учетного номера плательщика, номера и даты внешнеторгового договора с приложением копий соответствующих документов, а также с приложением информации о выдаче разрешения либо отказе в подобной выдаче.

Александр Ганаго, главный редактор журнала «Налоговый вестник»
Прежде, чем задать здесь свой вопрос, задайте его Гуглу!  Wink  Чтобы получить правильный ответ, сформулируйте правильный вопрос.
А когда хотят поблагодарить, говорят СПАСИБО...
___________________________
Общение без границ - в таможенном чате! (для зарегистрированных на сайте)
Ответить


Сообщения в этой теме
Продление сроков завершения внешнеторговых операций - Автор: tamagentbiz - 21-01-2013, 15:20 :56

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)