Рейтинг темы:
  • Голосов: 0 - Средняя оценка: 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ: ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ 2011 ГОДА
#1
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ: ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ 2011 ГОДА

Осуществление внешнеэкономической деятельности связано, как правило, с необходимостью уплаты таможенных платежей. В связи с этим автором предлагается краткий обзор основных нормативных правовых актов, регулирующих с 1 июля 2011 г. вопросы уплаты таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в Республику Беларусь либо вывозимых за ее пределы.

На сегодняшний день виды таможенных платежей определены ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). К таковым относятся ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза (далее - НДС, акцизы), а также таможенные сборы. При этом Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах" (далее - Указ № 443) определены следующие виды таможенных сборов, взимаемых в Республике Беларусь:
- за таможенное оформление;
- за таможенное сопровождение товаров;
- за осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;
- за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению;
- за принятие таможенными органами предварительного решения;
- за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.

Перечень подакцизных товаров, т.е. товаров, облагаемых акцизами, определен ст. 111 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК). К таковым относятся:
- спирт этиловый ректификованный технический;
- алкогольная продукция (этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов));
- непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;
- пиво, пивной коктейль; слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, слабоалкогольные спиртованные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов;
- сидры;
- пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта;
- табачные изделия;
- автомобильные бензины;
- дизельное и биодизельное топливо;
- судовое топливо;
- газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;
- масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
- микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые (коды по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) 8702, 8703 и 8704). К микроавтобусам относятся автомобили, предназначенные для перевозки не более 17 человек (включая водителя), а также грузовые фургоны (код по ТН ВЭД ТС 8704) грузоподъемностью не выше 1,25 тонны, в том числе переоборудованные из микроавтобусов (коды по ТН ВЭД ТС 8702 и 8703).

Отметим, что в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.01.2006 № 109 "О даче заключений об отнесении отдельных товаров к группам подакцизных товаров и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" концерны "Белгоспищепром" и "Белнефтехим" уполномочены в пределах своей компетенции давать заключения об отнесении отдельных товаров к группам подакцизных.

Для расчета таможенных платежей необходимо владеть актуальной информацией об их ставках. Ставки таможенных платежей установлены следующими нормативными правовыми актами:
- ввозных таможенных пошлин - Единым таможенным тарифом Таможенного союза (далее - ЕТТ ТС), утвержденным Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (далее - Решение МГС № 18 );
- вывозных таможенных пошлин:
-- Указом Президента Республики Беларусь от 26.10.2009 № 525 "Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения";
-- Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2010 № 272 "Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на семена рапса";
-- Указом Президента Республики Беларусь от 09.10.2010 № 522 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы";
-- Указом Президента Республики Беларусь от 01.02.2011 № 40 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье";
-- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1932 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь".
Таковые установлены на калийные удобрения, семена рапса или кользы, лесоматериалы, кожевенное сырье, нефть и нефтепродукты;
- НДС - ст. 102 НК в размере 10% на продовольственные товары и товары для детей по Перечню продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287, либо 20% - на иные товары;
- акцизов - приложением 1 к НК;
- таможенных сборов - Указом № 443 в следующих размерах:
- за таможенное оформление:
-- группы 1 - 24, 50 - 70, 72 - 83 по ТН ВЭД ТС - 20 евро;
-- группы 25 - 49, 84 - 85, 90 - 97 по ТН ВЭД ТС - 35 евро;
-- группы 71, 86 - 89 по ТН ВЭД ТС - 50 евро;
- за таможенное сопровождение товаров (за каждый полный и неполный час таможенного сопровождения):
-- при сопровождении с использованием транспорта, предоставляемого перевозчиком, - 5 евро;
-- при сопровождении с использованием одной / двух единиц транспорта таможенного органа - 20 / 40 евро;
- за осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности - 320 евро;
- за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению - 100 евро;
- за принятие таможенными органами предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС (за одно предварительное решение) - 155 евро;
- за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, - 11 370 евро.

Дополнительно отметим, что кроме таможенных платежей на таможенные органы возложено взимание специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. Статьей 70 ТК ТС установлено, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено ТК ТС, т.е. таможенными органами.

Указом Президента Республики Беларусь от 29.10.2007 № 543 "О введении специальной пошлины на преформы, происходящие из Украины и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь" и Указом Президента Республики Беларусь от 12.10.2009 № 498 "О специальной пошлине на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки)", а также Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.08.2008 № 1178 "О введении антидемпинговой пошлины на карамель, происходящую из Украины и ввозимую на таможенную территорию Республики Беларусь" установлены ставки таких пошлин на отдельные категории товаров:
- специальной пошлины - на происходящие из Украины преформы, ввозимые для изготовления изделий емкостью не более 2 литров, классифицируемые в подсубпозиции 3923 30 101 0 ТН ВЭД ТС, в размере 20% от таможенной стоимости, а также на сетки стеклянные (стеклосетки), являющиеся изделиями из стеклянного волокна, в которых два или более слоя параллельных нитей (ровингов) скреплены химическим, механическим или тканым способом, с открытой ячейкой размером 1 мм и более по любой ее стороне, классифицируемые в подсубпозициях 7019 19 100, 7019 19 900, 7019 32 000, 7019 39 000 9, 7019 40 000 0, 7019 51 000 0, 7019 52 000 0, 7019 59 000 0, 7019 90 100 0, 7019 90 910 0, 7019 90 990 0 ТН ВЭД ТС, в размере 33,4% от таможенной стоимости;
- антидемпинговой пошлины - на происходящую из Украины карамель, не содержащую какао, классифицируемую в подсубпозициях 1704 90 710 0, 1704 90 750 0 ТН ВЭД ТС, в размере 11,76% от таможенной стоимости либо карамель, содержащую какао, классифицируемую в подсубпозициях 1806 90 500 1, 1806 90 500 2, 1806 90 500 9 ТН ВЭД ТС, в размере 23,9% от таможенной стоимости. (Дополнительно о применении специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин).

Как известно, использование товаров осуществляется в соответствии с таможенными процедурами. Статьями 210, 213, 282 ТК ТС предусмотрены следующие особенности уплаты таможенных пошлин, налогов при применении таможенных процедур:
- ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются при помещении товаров под таможенные процедуры:
-- выпуска для внутреннего потребления;
-- временного ввоза (допуска) с частичным условным освобождением от ввозных таможенных пошлин, налогов.
Последнее предусматривает уплату ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза в размере 3% суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- вывозные таможенные пошлины уплачиваются при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 79 ТК ТС являются декларант, а также иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (таковыми могут являться перевозчики, владельцы складов временного хранения или таможенных складов, пр.). При этом "третье лицо" не вправе уплатить таможенные пошлины, налоги за плательщика (изменено Указом президента № 319 от 18 июля 2011 г.- оплату за декларанта может осуществлять таможенный представитель). Плательщиками таможенных сборов согласно ст. 245 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее - ТК Республики Беларусь) являются соответственно:
- декларант;
- перевозчик;
- правообладатель или иное лицо, представляющее его интересы, обратившееся с заявлением об осуществлении таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности;
- физическое лицо, обратившееся за выдачей квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению;
- организация или физическое лицо, обратившиеся за получением предварительного решения;
- организация, обратившаяся за включением в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.

Статьями 75, 76, 77 ТК ТС установлено, что исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, осуществляется:
- плательщиками самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (в частности, при взыскании таможенных пошлин, налогов (ст. 76 ТК ТС), в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, если не требуется подача декларации на товары (ст. 316 ТК ТС));
- в валюте государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, т.е. в Республике Беларусь - в белорусских рублях. Исключение составляют случаи исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой (кроме нефти сырой, добытой на территории Республики Беларусь) и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти. Исчисление таких вывозных таможенных пошлин производится в долларах США (ст. 4 Соглашения о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 09.12.2010 (далее - Соглашение от 09.12.2010)).
По общему правилу для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

При исчислении таможенных пошлин базой для расчета является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика) в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок. При этом в случае, когда такой базой является масса товаров, такая масса определяется с учетом первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.

Статьями 99, 117 НК предусмотрено, что:
- при исчислении НДС налоговой базой является сумма таможенной стоимости товаров, подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам);
- при исчислении акцизов - объем подакцизных товаров в натуральном выражении.

Формы уплаты таможенных пошлин, налогов согласно ст. 84 ТК ТС определяются законодательством государств - членов Таможенного союза, в которых они подлежат уплате. В Республике Беларусь ст. 254 ТК Республики Беларусь предусмотрены следующие формы уплаты таможенных платежей:
- безналичный порядок;
- наличными денежными средствами;
- зачет в счет предстоящих таможенных платежей излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей;
- обращение денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, в таможенные платежи;
- взаимозачет таможенных платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком.

При применении указанных форм уплаты необходимо учитывать требования следующих нормативных правовых актов.
Инструкция о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по доходам, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Правления Национального банка Республики Беларусь от 08.12.2005 № 143/171, определяет, что таможенные платежи, уплачиваемые в белорусских рублях, зачисляются на единый счет, открываемый Министерству финансов Республики Беларусь в белорусских рублях в Национальном банке Республики Беларусь (код банка: 153005042). Данной Инструкцией также определены особенности оформления платежных инструкций на перечисление таможенных платежей.
Исключение составляют случаи уплаты вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой, за исключением добытой в Республике Беларусь, а также в отношении нефтепродуктов в соответствии с Соглашением от 09.12.2010 г. Уплата таких пошлин должна осуществляться на отдельный счет 3640900000050, открытый Министерству финансов Республики Беларусь в долларах США в Национальном банке Республики Беларусь.

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 "О бюджетной классификации Республики Беларусь" определены коды разделов и подразделов бюджетной классификации.

Инструкцией о порядке реализации взимания таможенных платежей, процентов, утвержденной Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24.01.2007 № 11, определено, что при уплате таможенных платежей путем зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей в качестве заявления плательщика на зачет рассматривается декларация или иной таможенный документ, используемый для отражения сумм таможенных платежей, процентов.

Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 устанавливает, что ввозные таможенные пошлины, уплаченные в соответствии с данным Соглашением, не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Кроме того, предусмотрено, что такие пошлины подлежат уплате по отдельным платежным документам.

Инструкция о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), утвержденная Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28.02.2011 № 12, определяет порядок проведения взаимозачета таможенных платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком.

В соответствии со ст. 84 ТК ТС таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства - члена Таможенного союза, в котором они подлежат уплате, т.е. в Республике Беларусь - исключительно в белорусских рублях. Исключение составляют случаи уплаты вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой, за исключением добытой в Республике Беларусь, а также в отношении нефтепродуктов в соответствии с Соглашением от 09.12.2010. Уплата таких пошлин должна осуществляться в долларах США.

Таможенные платежи уплачиваются в определенные сроки. Статьей 82 ТК ТС предусмотрено, что сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 ТК ТС, Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010, Соглашением о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18.06.2010. В частности, при помещении товаров под таможенные процедуры:
- выпуска для внутреннего потребления и экспорта - таможенные пошлины, налоги уплачиваются до выпуска товаров;
- временного ввоза (вывоза): до выпуска товаров - при уплате всей суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате за установленный срок временного ввоза либо уплате первой части суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащей уплате, в случае периодичности такой уплаты; до начала периода, за который производится уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, в случае периодичности такой уплаты.

Статьи 245 и 253 ТК Республики Беларусь устанавливают следующие сроки уплаты таможенных сборов:
- за таможенное оформление - до выпуска таможенным органом товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
- за таможенное сопровождение товаров - после принятия таможенным органом решения об осуществлении такого сопровождения, но до его фактического осуществления;
- за осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности - до включения объекта (объектов) интеллектуальной собственности, в отношении которого (которых) будут осуществляться меры по защите прав интеллектуальной собственности, в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;
- за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению - до выдачи такого аттестата;
- за принятие таможенными органами предварительного решения - до принятия (выдачи) такого решения;
- за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, - до включения в такой реестр.

Плательщик может претендовать на изменение срока уплаты таможенных платежей в форме отсрочки или рассрочки. Правовые акты, устанавливающие основания и порядок получения отсрочек и рассрочек, рассмотрены далее.
Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21.05.2010 предусматривает основания, условия и порядок получения отсрочек и рассрочек по уплате ввозных таможенных пошлин. В частности, таковые предоставляются по обращению плательщика при условии обеспечения уплаты таких пошлин на срок:
- до 6 месяцев - в случае ввоза организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность либо поставки для указанных организаций, посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники субпозиций 8424 81, 8433 51, 8433 59 ТН ВЭД ТС, товаров для кормления животных, кроме кошек, собак и декоративных птиц; ввоза товаров, в том числе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке; пр.;
- до 2 месяцев - в случае ввоза товаров, подвергающихся быстрой порче.

Статьи 256 - 259 ТК Республики Беларусь предусматривают основания, условия и порядок получения отсрочек (рассрочек) по уплате акцизов и НДС. В частности, таковые предоставляются по обращению плательщика при условии обеспечения уплаты акцизов и НДС на срок до 2 месяцев в случае ввоза:
- товаров, подвергающихся быстрой порче;
- товаров, которые являются посадочным или посевным материалом, средствами защиты растений, сельскохозяйственной техникой, товарами для кормления животных, сырьем, а также материалами, комплектующими изделиями, технологическим оборудованием и запасными частями к нему, ввозимыми для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Декрет Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 16 "О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему" предусматривает предоставление рассрочки по уплате НДС сроком на 1 год в случае, если товары относятся к технологическому оборудованию или запасным частям к нему (классифицируются в одной из следующих товарных позиций ТН ВЭД ТС: 7309 00, 7311 00, 8402 - 8408, 8410 - 8431, 8433 - 8443, 8444 00, 8445 - 8448, 8449 00 000 0, 8450 - 8466, 8468, 8471 - 8475, 8477 - 8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504 - 8508, 8514 - 8517, 8523, 8528 - 8531, 8535 - 8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00, 9010 - 9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030 - 9032), а также в отношении товаров применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0%.

Указ Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 № 465 "О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь" предусматривает предоставление рассрочки по уплате НДС при условии обеспечения его уплаты в отношении товаров, являющихся предметом договора международного лизинга, на срок действия договора лизинга, но не более чем на 5 лет.

Указ Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 № 182 "О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям" предусматривает предоставление отсрочки, рассрочки, налогового кредита в индивидуальном порядке по решению Президента Республики Беларусь об оказании государственной поддержки.

В отдельных случаях таможенные платежи не уплачиваются, т.е. предоставляется льгота. Статьей 74 ТК ТС предусмотрены следующие виды льгот по уплате таможенных платежей:
- тарифные преференции;
- тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);
- льготы по уплате налогов;
- льготы по уплате таможенных сборов.
При этом предусмотрено, что тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.

Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 (далее - Соглашение от 25.01.2008 ) установлено, что в Таможенном союзе применяется единая система тарифных преференций, предусматривающая применение в отношении товаров:
- происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию, ставок ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС;
- происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, нулевых ставок ввозных таможенных пошлин.
Для этих целей Решением МГС № 18 утверждены Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, в отношении которых применяются тарифные преференции, Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза и Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. Правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, установленными Соглашением о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008, предусмотрено, что тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при одновременном соблюдении следующих условий:
- непосредственная закупка. Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим;
- прямая поставка. Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на единую таможенную территорию государств Сторон без провоза через территорию другого государства.

Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 (далее - Соглашение) предусмотрено освобождение от ввозных таможенных пошлин товаров, происходящих из стран, в торговых отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли. При этом согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2007 № 699 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин" к странам, в торговых отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли, относятся: Азербайджанская Республика, Грузия, Кыргызская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Российская Федерация, Туркменистан, Украина.

Для этих целей Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30.11.2000, предусмотрено, что товар пользуется режимом свободной торговли, если он соответствует критериям происхождения, установленным данными Правилами, а также экспортируется на основании договора / контракта между резидентом одного из государств - участников Соглашения и резидентом другого государства - участника Соглашения и ввозится с таможенной территории одного государства-участника на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения. При этом товар не должен покидать территории государств - участников Соглашения, кроме случаев, если такая транспортировка невозможна в силу географического положения государства-участника или отдельной его территории, а также случаев, согласованных компетентными органами государств - участников Соглашения, экспортирующих и импортирующих товары. Такие согласованные случаи определены в торговых отношениях Протоколом между Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и Таможенной службой Республики Молдова о предоставлении режима свободной торговли товарам, транспортируемым через территории государств, не являющихся участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2009 № 736.

Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сербия о свободной торговле между Республикой Беларусь и Республикой Сербия от 31.03.2009 предусмотрено, что освобождаются от ввозных таможенных пошлин товары, происходящие из Республики Сербия. Данное освобождение предоставляется при одновременном соблюдении следующих условий:
- товары происходят с территории Республики Сербия. При этом рассматриваемый режим свободной торговли распространяется практически на всю номенклатуру товаров, ввозимых в Республику Беларусь из Республики Сербия, за исключением отдельных изъятий, установленных ст. 2 данного Соглашения;
- соблюдается правило прямой поставки. Данное условие предусматривает, что рассматриваемый режим свободной торговли применяется только в отношении товаров, которые транспортируются непосредственно между Республикой Беларусь и Республикой Сербия. При этом допускается транспортировка товаров через территории других государств: при условии, что они остаются под надзором таможенных органов в стране транзита или складирования и не подвергаются операциям, за исключением перегрузки, или любым операциям, предназначенным для сохранения их в хорошем состоянии; при транспортировке товаров по трубопроводу.

Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12.12.2008 предусматривает, что тарифные льготы, предоставляемые в отношении товаров, ввозимых на таможенные территории государств Сторон или на единую таможенную территорию государств - участников Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, применяются независимо от страны происхождения товаров. При этом применение тарифных льгот при ввозе товаров на таможенные территории государств Сторон или на единую таможенную территорию государств - участников Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества осуществляется исключительно:
- в случаях, предусмотренных ст. 5 и п. 1 ст. 6 Соглашения от 25.01.2008;
- на основании решений Комиссии Таможенного союза, принимаемых консенсусом.
Основным из таких решений является Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".

Основные случаи освобождения товаров от налогов определены в Республике Беларусь ст. 96, 116 НК. В развитие данных норм принят ряд иных актов (Указ Президента Республики Беларусь от 24.11.2005 № 546 "О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств", Указ Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 535 "Об освобождении от налога на добавленную стоимость некоторых категорий товаров", Указ Президента Республики Беларусь от 04.04.2006 № 202 "Об освобождении от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товаров, предназначенных для обеспечения научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности", Указ Президента Республики Беларусь от 21.03.2008 № 168 "О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов (кредитов)", Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2006 № 1436 "Об утверждении Положения о порядке выдачи заключений о необходимости товаров, оборудования и оснастки для производства лазерно-оптической техники", Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2008 №2044 "Об утверждении формы заключения об отнесении ввозимых товаров к оборудованию, используемому в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче энергии, производимой из нетрадиционных и возобновляемых источников энергии" и пр.).

Согласно Указу № 443 таможенные сборы за таможенное оформление не уплачиваются в отношении, в частности, следующих товаров:
- товаров, помещаемых под таможенные процедуры отказа в пользу государства, таможенного транзита, экспорта, реэкспорта;
- товаров, предназначенных для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами либо личного пользования дипломатических и (или) административно-технических работников этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), если они не являются гражданами Республики Беларусь;
- товаров, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, и в отношении которых не уплачиваются таможенные пошлины, налоги;
- товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) вывозимых с этой территории в целях ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

В заключение проведенного обзора нормативных правовых актов, регулирующих с 1 июля 2011 г. вопросы уплаты таможенных платежей, остается отметить, что практически все из данных актов действовали и в первом полугодии текущего года. Кардинальных изменений в этой сфере таможенного регулирования с указанной даты не предусматривается. Вместе с тем, руководствуясь ст. 367 ТК ТС, обратим внимание на то, что во втором полугодии текущего года таможенным законодательством Республики Беларусь должна быть предусмотрена солидарная ответственность таможенного представителя при уплате таможенных пошлин, налогов с их плательщиком. Обусловлено это тем, что согласно статье 367 ТК ТС Республика Беларусь как государство - член Таможенного союза обязалась в течение 1 года предусмотреть в своем законодательстве положения, в соответствии с которыми у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов. На сегодняшний день соответствующего нормативного правового акта не принято. (изменено Указом президента № 319 от 18 июля 2011 г.).Но изложенное представляет собой существенное новшество в рассматриваемой сфере таможенного регулирования. Напомним, что подобное предусматривалось ТК Республики Беларусь от 06.01.1998, в соответствии с которым декларантом, т.е. плательщиком таможенных пошлин, налогов, являлся в том числе таможенный агент ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ: ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ 2011 ГОДА

Осуществление внешнеэкономической деятельности связано, как правило, с необходимостью уплаты таможенных платежей. В связи с этим автором предлагается краткий обзор основных нормативных правовых актов, регулирующих с 1 июля 2011 г. вопросы уплаты таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в Республику Беларусь либо вывозимых за ее пределы.

На сегодняшний день виды таможенных платежей определены ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). К таковым относятся ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза (далее - НДС, акцизы), а также таможенные сборы. При этом Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах" (далее - Указ № 443) определены следующие виды таможенных сборов, взимаемых в Республике Беларусь:
- за таможенное оформление;
- за таможенное сопровождение товаров;
- за осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;
- за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению;
- за принятие таможенными органами предварительного решения;
- за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.

Перечень подакцизных товаров, т.е. товаров, облагаемых акцизами, определен ст. 111 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК). К таковым относятся:
- спирт этиловый ректификованный технический;
- алкогольная продукция (этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов));
- непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;
- пиво, пивной коктейль; слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, слабоалкогольные спиртованные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов;
- сидры;
- пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта;
- табачные изделия;
- автомобильные бензины;
- дизельное и биодизельное топливо;
- судовое топливо;
- газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;
- масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
- микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые (коды по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) 8702, 8703 и 8704). К микроавтобусам относятся автомобили, предназначенные для перевозки не более 17 человек (включая водителя), а также грузовые фургоны (код по ТН ВЭД ТС 8704) грузоподъемностью не выше 1,25 тонны, в том числе переоборудованные из микроавтобусов (коды по ТН ВЭД ТС 8702 и 8703).

Отметим, что в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.01.2006 № 109 "О даче заключений об отнесении отдельных товаров к группам подакцизных товаров и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" концерны "Белгоспищепром" и "Белнефтехим" уполномочены в пределах своей компетенции давать заключения об отнесении отдельных товаров к группам подакцизных.

Для расчета таможенных платежей необходимо владеть актуальной информацией об их ставках. Ставки таможенных платежей установлены следующими нормативными правовыми актами:
- ввозных таможенных пошлин - Единым таможенным тарифом Таможенного союза (далее - ЕТТ ТС), утвержденным Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (далее - Решение МГС № 18 );
- вывозных таможенных пошлин:
-- Указом Президента Республики Беларусь от 26.10.2009 № 525 "Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения";
-- Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2010 № 272 "Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на семена рапса";
-- Указом Президента Республики Беларусь от 09.10.2010 № 522 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы";
-- Указом Президента Республики Беларусь от 01.02.2011 № 40 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье";
-- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1932 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь".
Таковые установлены на калийные удобрения, семена рапса или кользы, лесоматериалы, кожевенное сырье, нефть и нефтепродукты;
- НДС - ст. 102 НК в размере 10% на продовольственные товары и товары для детей по Перечню продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287, либо 20% - на иные товары;
- акцизов - приложением 1 к НК;
- таможенных сборов - Указом № 443 в следующих размерах:
- за таможенное оформление:
-- группы 1 - 24, 50 - 70, 72 - 83 по ТН ВЭД ТС - 20 евро;
-- группы 25 - 49, 84 - 85, 90 - 97 по ТН ВЭД ТС - 35 евро;
-- группы 71, 86 - 89 по ТН ВЭД ТС - 50 евро;
- за таможенное сопровождение товаров (за каждый полный и неполный час таможенного сопровождения):
-- при сопровождении с использованием транспорта, предоставляемого перевозчиком, - 5 евро;
-- при сопровождении с использованием одной / двух единиц транспорта таможенного органа - 20 / 40 евро;
- за осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности - 320 евро;
- за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению - 100 евро;
- за принятие таможенными органами предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС (за одно предварительное решение) - 155 евро;
- за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, - 11 370 евро.

Дополнительно отметим, что кроме таможенных платежей на таможенные органы возложено взимание специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. Статьей 70 ТК ТС установлено, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено ТК ТС, т.е. таможенными органами.

Указом Президента Республики Беларусь от 29.10.2007 № 543 "О введении специальной пошлины на преформы, происходящие из Украины и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь" и Указом Президента Республики Беларусь от 12.10.2009 № 498 "О специальной пошлине на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки)", а также Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.08.2008 № 1178 "О введении антидемпинговой пошлины на карамель, происходящую из Украины и ввозимую на таможенную территорию Республики Беларусь" установлены ставки таких пошлин на отдельные категории товаров:
- специальной пошлины - на происходящие из Украины преформы, ввозимые для изготовления изделий емкостью не более 2 литров, классифицируемые в подсубпозиции 3923 30 101 0 ТН ВЭД ТС, в размере 20% от таможенной стоимости, а также на сетки стеклянные (стеклосетки), являющиеся изделиями из стеклянного волокна, в которых два или более слоя параллельных нитей (ровингов) скреплены химическим, механическим или тканым способом, с открытой ячейкой размером 1 мм и более по любой ее стороне, классифицируемые в подсубпозициях 7019 19 100, 7019 19 900, 7019 32 000, 7019 39 000 9, 7019 40 000 0, 7019 51 000 0, 7019 52 000 0, 7019 59 000 0, 7019 90 100 0, 7019 90 910 0, 7019 90 990 0 ТН ВЭД ТС, в размере 33,4% от таможенной стоимости;
- антидемпинговой пошлины - на происходящую из Украины карамель, не содержащую какао, классифицируемую в подсубпозициях 1704 90 710 0, 1704 90 750 0 ТН ВЭД ТС, в размере 11,76% от таможенной стоимости либо карамель, содержащую какао, классифицируемую в подсубпозициях 1806 90 500 1, 1806 90 500 2, 1806 90 500 9 ТН ВЭД ТС, в размере 23,9% от таможенной стоимости. (Дополнительно о применении специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин).

Как известно, использование товаров осуществляется в соответствии с таможенными процедурами. Статьями 210, 213, 282 ТК ТС предусмотрены следующие особенности уплаты таможенных пошлин, налогов при применении таможенных процедур:
- ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются при помещении товаров под таможенные процедуры:
-- выпуска для внутреннего потребления;
-- временного ввоза (допуска) с частичным условным освобождением от ввозных таможенных пошлин, налогов.
Последнее предусматривает уплату ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза в размере 3% суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- вывозные таможенные пошлины уплачиваются при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 79 ТК ТС являются декларант, а также иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (таковыми могут являться перевозчики, владельцы складов временного хранения или таможенных складов, пр.). При этом "третье лицо" не вправе уплатить таможенные пошлины, налоги за плательщика (изменено Указом президента № 319 от 18 июля 2011 г.- оплату декларанта может осуществлять таможенный представитель). Плательщиками таможенных сборов согласно ст. 245 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее - ТК Республики Беларусь) являются соответственно:
- декларант;
- перевозчик;
- правообладатель или иное лицо, представляющее его интересы, обратившееся с заявлением об осуществлении таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности;
- физическое лицо, обратившееся за выдачей квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению;
- организация или физическое лицо, обратившиеся за получением предварительного решения;
- организация, обратившаяся за включением в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.

Статьями 75, 76, 77 ТК ТС установлено, что исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, осуществляется:
- плательщиками самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (в частности, при взыскании таможенных пошлин, налогов (ст. 76 ТК ТС), в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, если не требуется подача декларации на товары (ст. 316 ТК ТС));
- в валюте государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, т.е. в Республике Беларусь - в белорусских рублях. Исключение составляют случаи исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой (кроме нефти сырой, добытой на территории Республики Беларусь) и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти. Исчисление таких вывозных таможенных пошлин производится в долларах США (ст. 4 Соглашения о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 09.12.2010 (далее - Соглашение от 09.12.2010)).
По общему правилу для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

При исчислении таможенных пошлин базой для расчета является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика) в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок. При этом в случае, когда такой базой является масса товаров, такая масса определяется с учетом первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.

Статьями 99, 117 НК предусмотрено, что:
- при исчислении НДС налоговой базой является сумма таможенной стоимости товаров, подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам);
- при исчислении акцизов - объем подакцизных товаров в натуральном выражении.

Формы уплаты таможенных пошлин, налогов согласно ст. 84 ТК ТС определяются законодательством государств - членов Таможенного союза, в которых они подлежат уплате. В Республике Беларусь ст. 254 ТК Республики Беларусь предусмотрены следующие формы уплаты таможенных платежей:
- безналичный порядок;
- наличными денежными средствами;
- зачет в счет предстоящих таможенных платежей излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей;
- обращение денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, в таможенные платежи;
- взаимозачет таможенных платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком.

При применении указанных форм уплаты необходимо учитывать требования следующих нормативных правовых актов.
Инструкция о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по доходам, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Правления Национального банка Республики Беларусь от 08.12.2005 № 143/171, определяет, что таможенные платежи, уплачиваемые в белорусских рублях, зачисляются на единый счет, открываемый Министерству финансов Республики Беларусь в белорусских рублях в Национальном банке Республики Беларусь (код банка: 153005042). Данной Инструкцией также определены особенности оформления платежных инструкций на перечисление таможенных платежей.
Исключение составляют случаи уплаты вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой, за исключением добытой в Республике Беларусь, а также в отношении нефтепродуктов в соответствии с Соглашением от 09.12.2010 г. Уплата таких пошлин должна осуществляться на отдельный счет 3640900000050, открытый Министерству финансов Республики Беларусь в долларах США в Национальном банке Республики Беларусь.

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 "О бюджетной классификации Республики Беларусь" определены коды разделов и подразделов бюджетной классификации.

Инструкцией о порядке реализации взимания таможенных платежей, процентов, утвержденной Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24.01.2007 № 11, определено, что при уплате таможенных платежей путем зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей в качестве заявления плательщика на зачет рассматривается декларация или иной таможенный документ, используемый для отражения сумм таможенных платежей, процентов.

Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 устанавливает, что ввозные таможенные пошлины, уплаченные в соответствии с данным Соглашением, не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Кроме того, предусмотрено, что такие пошлины подлежат уплате по отдельным платежным документам.

Инструкция о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), утвержденная Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28.02.2011 № 12, определяет порядок проведения взаимозачета таможенных платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком.

В соответствии со ст. 84 ТК ТС таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства - члена Таможенного союза, в котором они подлежат уплате, т.е. в Республике Беларусь - исключительно в белорусских рублях. Исключение составляют случаи уплаты вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой, за исключением добытой в Республике Беларусь, а также в отношении нефтепродуктов в соответствии с Соглашением от 09.12.2010. Уплата таких пошлин должна осуществляться в долларах США.

Таможенные платежи уплачиваются в определенные сроки. Статьей 82 ТК ТС предусмотрено, что сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 ТК ТС, Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010, Соглашением о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18.06.2010. В частности, при помещении товаров под таможенные процедуры:
- выпуска для внутреннего потребления и экспорта - таможенные пошлины, налоги уплачиваются до выпуска товаров;
- временного ввоза (вывоза): до выпуска товаров - при уплате всей суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате за установленный срок временного ввоза либо уплате первой части суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащей уплате, в случае периодичности такой уплаты; до начала периода, за который производится уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, в случае периодичности такой уплаты.

Статьи 245 и 253 ТК Республики Беларусь устанавливают следующие сроки уплаты таможенных сборов:
- за таможенное оформление - до выпуска таможенным органом товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
- за таможенное сопровождение товаров - после принятия таможенным органом решения об осуществлении такого сопровождения, но до его фактического осуществления;
- за осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности - до включения объекта (объектов) интеллектуальной собственности, в отношении которого (которых) будут осуществляться меры по защите прав интеллектуальной собственности, в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;
- за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению - до выдачи такого аттестата;
- за принятие таможенными органами предварительного решения - до принятия (выдачи) такого решения;
- за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, - до включения в такой реестр.

Плательщик может претендовать на изменение срока уплаты таможенных платежей в форме отсрочки или рассрочки. Правовые акты, устанавливающие основания и порядок получения отсрочек и рассрочек, рассмотрены далее.
Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21.05.2010 предусматривает основания, условия и порядок получения отсрочек и рассрочек по уплате ввозных таможенных пошлин. В частности, таковые предоставляются по обращению плательщика при условии обеспечения уплаты таких пошлин на срок:
- до 6 месяцев - в случае ввоза организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность либо поставки для указанных организаций, посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники субпозиций 8424 81, 8433 51, 8433 59 ТН ВЭД ТС, товаров для кормления животных, кроме кошек, собак и декоративных птиц; ввоза товаров, в том числе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке; пр.;
- до 2 месяцев - в случае ввоза товаров, подвергающихся быстрой порче.

Статьи 256 - 259 ТК Республики Беларусь предусматривают основания, условия и порядок получения отсрочек (рассрочек) по уплате акцизов и НДС. В частности, таковые предоставляются по обращению плательщика при условии обеспечения уплаты акцизов и НДС на срок до 2 месяцев в случае ввоза:
- товаров, подвергающихся быстрой порче;
- товаров, которые являются посадочным или посевным материалом, средствами защиты растений, сельскохозяйственной техникой, товарами для кормления животных, сырьем, а также материалами, комплектующими изделиями, технологическим оборудованием и запасными частями к нему, ввозимыми для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Декрет Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 16 "О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему" предусматривает предоставление рассрочки по уплате НДС сроком на 1 год в случае, если товары относятся к технологическому оборудованию или запасным частям к нему (классифицируются в одной из следующих товарных позиций ТН ВЭД ТС: 7309 00, 7311 00, 8402 - 8408, 8410 - 8431, 8433 - 8443, 8444 00, 8445 - 8448, 8449 00 000 0, 8450 - 8466, 8468, 8471 - 8475, 8477 - 8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504 - 8508, 8514 - 8517, 8523, 8528 - 8531, 8535 - 8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00, 9010 - 9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030 - 9032), а также в отношении товаров применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0%.

Указ Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 № 465 "О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь" предусматривает предоставление рассрочки по уплате НДС при условии обеспечения его уплаты в отношении товаров, являющихся предметом договора международного лизинга, на срок действия договора лизинга, но не более чем на 5 лет.

Указ Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 № 182 "О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям" предусматривает предоставление отсрочки, рассрочки, налогового кредита в индивидуальном порядке по решению Президента Республики Беларусь об оказании государственной поддержки.

В отдельных случаях таможенные платежи не уплачиваются, т.е. предоставляется льгота. Статьей 74 ТК ТС предусмотрены следующие виды льгот по уплате таможенных платежей:
- тарифные преференции;
- тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);
- льготы по уплате налогов;
- льготы по уплате таможенных сборов.
При этом предусмотрено, что тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.

Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 (далее - Соглашение от 25.01.2008 ) установлено, что в Таможенном союзе применяется единая система тарифных преференций, предусматривающая применение в отношении товаров:
- происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию, ставок ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС;
- происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, нулевых ставок ввозных таможенных пошлин.
Для этих целей Решением МГС № 18 утверждены Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, в отношении которых применяются тарифные преференции, Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза и
Прежде, чем задать здесь свой вопрос, задайте его Гуглу!  Wink  Чтобы получить правильный ответ, сформулируйте правильный вопрос.
А когда хотят поблагодарить, говорят СПАСИБО...
___________________________
Общение без границ - в таможенном чате! (для зарегистрированных на сайте)
Ответить


Сообщения в этой теме
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ: ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ 2011 ГОДА - Автор: tamagentbiz - 21-08-2011, 16:34 :39

Похожие темы
Тема: Автор Ответов: Просмотров: Посл. сообщение
  ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ: НОВАЦИИ 2012 и 2013 ГОДА tamagentbiz 5 6,568 10-04-2013, 20:45 :46
Посл. сообщение: tamagentbiz
  О применении с 1 января 2010 года НПА, устанавливающих льготы по уплате там. пошлин tamagentbiz 5 4,956 09-02-2012, 13:28 :33
Посл. сообщение: tamagentbiz
  таможенные платежи при импорте из СНГ DesperateHousewife 1 2,373 07-03-2011, 12:56 :09
Посл. сообщение: tamagentbiz

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)